Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

где Бог есть, так же как древний шеол, древний ад, каким он был

до сошествия туда Самого Христа, был местом всеконечного, безнадежного

разлучения от Бога. Значит, мы говорим опять-таки о том, откуда пришел Христос,

куда Он вернулся вознесением и где мы потенциально находимся. Вы ведь наверно

помните то место у апостола Павла, где он говорит, что наша жизнь сокрыта со

Христом в Боге (Кол3:3). Он— Всечеловек; каждый из нас, все мы

вместе в Нем как бы уже находимся как возможность или, вернее, как постоянное

врастание в эту тайну, поэтому мы можем смотреть на престол Божий и видеть на

нем подлинно, истинно Человека. Об этом Иоанн Златоуст говорит: если вы хотите

знать, что такое человек, не смотрите в сторону царских престолов или палат

вельмож: поднимите глаза к престолу Божию и увидите одесную Бога и Отца—

Человека в полном смысле. Но когда мы Его видим, мы видим то, чем мы призваны

быть. И мы не имеем ни права, ни возможности на себя смотреть иначе: это наше

призвание, это воля Божия о нас. Бог в нас настолько верит, что Он нам дает

такое призвание.

Я помню одного «культурного» человека, который очень простому священнику

объяснял, что он, конечно, не может верить, потому что чего только не изучал: и

богословие, и философию, и историю изучал… Священник был простенький, бывший

деревенский священник, попавший за границу. Он на него посмотрел и говорит: «А

разве важно, что ты в Бога не веришь? Какой Ему вред от этого? А вот

замечательно то, что Бог в тебя верит». Вот наше положение: Бог в нас верит, и,

значит, мы можем быть спокойны; только отзовись на эту веру послушанием, то

есть слушанием всем существом того, что Он имеет сказать,— и это

исполнится.

И вот— Да святится имя Твое. Святится— с одной стороны,

от слова свят, с другой— говорит о сиянии. Я сейчас не

путаю оба слова, но когда мы говорим о святыне, мы говорим о чем-то, что

преисполнено света. Аз есмь свет миру (Ин8:12), вы посланы как