Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

того, чтобы сделать его участником всего, чем Сам обладает, почти всего, что Он

Сам есть. Мы боги по призванию. Разница между нами и Богом в этом процессе

достижения обжения в том, что мы можем быть богами по приобщению, не по

природе, подобно тому как Христос стал человеком, приобщившись нашей природе,

будучи Сам по Себе Богом. Мы укоренены в этом действии Божием, в этом

творческом слове Божием, обусловленном Его волей и любовью. Мы не самобытны;

что касается нашей природы, у нас нет корней и в Боге, и потому мы полностью

зависим от Него и вместе с тем странным образом независимы. Мы существуем,

потому что Бог нас возжелал и вместе с тем потому что мы Богу не необходимы:

Богу не было необходимости творить нас, чтобы Самому быть Богом. Мы, в

некотором смысле, «лишние» Ему, Он— полнота и без нас, и поэтому у нас

есть своего рода независимость. Мы не являемся Его отражением, мы не являемся

Его тенью, мы не являемся как бы уменьшенным выражением Его бытия. Мы стоим

лицом к лицу с Богом, черпая свое бытие из Его воли и, однако, независимые от

Него, потому что можем или принять, или отвергнуть и Его Самого, и все, что Он

нам предлагает, любой Его дар. Воля Божия всемогуща. Он Творец, Он самовластен,

Он может все— кроме одного: Он не может заставить никакую тварь любить

Его, потому что любовь царственно свободна и несовместима ни с принуждением, ни

с предначертанностью.

Когда мы говорим, что Бог нас возжелал, потому что прежде существования мы

уже возлюблены Им, мы этим определяем самые корни, самое основание, на котором

зиждется наше бытие. Но не следует заблуждаться: мы— не чисто духовные

существа, мы— не душа, заключенная в теле или на время связанная с телом,

мы— воплощенный дух, и полнота человека не в его духе или его душе, а в

его духовно-душевном единстве с телом. В этом отношении наше тело бесконечно

более значительно и обладает бесконечно бльшими возможностями, чем мы

обычно думаем. Если обратиться к библейскому откровению, к духу и к событиям

Ветхого и Нового Завета, думаю, становится ясно, что все созданное Богом было