Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

По сути это тот же самый опыт, только выражается он по-иному.

Богословие митрополита Антония в высшей степени современно и в то же время

глубочайшим образом укоренено в святоотеческой традиции. Его язык—

простой, яркий, емкий— доступен всякому читающему, но говорит он при этом

о самых сложных и существенных вопросах человеческого бытия. Центральной его

темой является встреча человека с Богом. Это глубоко личная тема для Владыки

Антония: его путь к Богу начался с того, что в возрасте четырнадцати лет он

встретил живого Христа, и с тех пор он живет опытом этой встречи, радостью об

этой встрече, живым ощущением присутствия Спасителя. Христианство открылось ему

как религия личного, живого Бога— того Бога, Который относится к человеку

не только с любовью, но и с уважением, Который солидарен с человеком, Который

верит в человека, даже если человек утрачивает веру в Него. И этим опытом

встречи с Богом живым митрополит Антоний делился со своими современниками,

помогая тысячам людей найти свой путь к Богу.

Для того, чтобы человек мог в своем личном духовном опыте встретить Бога,

ему необходимо то, что святитель Феофан Затворник (один из любимых авторов

Владыки Антония) называл «внутрьпребыванием» и что сам Владыка Антоний, вслед

за преподобным Исааком Сириным, называет «схождением в глубины». Подлинным

святоотеческим призывом всегда был не столько призыв к движению вперед или к

воспарению ввысь, сколько призыв к схождению вглубь— туда, где Бог

присутствует как непостижимая тайна, открывающаяся сердцу человека, как

драгоценная жемчужина, которая добывается с большим трудом. «Если бы в каждой

устрице ныряльщик находил жемчужину, тогда всякий человек быстро разбогател

бы,— пишет Исаак Сирин.— И если бы ныряльщик тотчас добывал

жемчужину, и волны не били бы его, и акулы не встречали бы его, не надо было бы

ему задерживать дыхание до такой степени, чтобы он задыхался, и не был бы он

лишен свежего воздуха, который доступен всем, и не сходил бы в глубины—

тогда чаще, чем ударяет молния, и в изобилии попадались бы жемчужины»7. Об этих же глубинах говорит и