Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Чудо нам кажется исключительным явлением, на самом деле это не так,
чудо— нормальное взаимоотношение между Богом и созданным Им миром,
гибкое, живое, полное любви взаимоотношение, которое может существовать между
Богом и тем, что Бог сотворил способным любить Его, слышать Его голос. Это, мне
кажется, соответствует библейскому богословию, это соответствует учению
апостолов и учению, и самой жизни, и опыту Церкви. Описание этого опыта мы
находим, например, в творениях святого Симеона Нового Богослова. Он вернулся из
храма, причастившись Святых Тайн, он сидит на своем ложе и размышляет. Он
озирается вокруг, смотрит на себя и дивится. Эти руки (говорит он), хрупкие,
бессильные,— это руки Самого Бога, это тело, жалкое, старое, слабеющее
тело, вмещает присутствие Божества, и эта келья, малая и жалкая,— больше
небес, потому что содержит Бога… Это не аллегория, не выдумка или воображение,
это непосредственный, глубокий, конкретный опыт, коренящийся во всем Ветхом и
Новом Завете. Все, что сотворено Богом, пребывает в Боге, в глубоком
соотношении с Ним, способно почуять Его, познать Его. Если бы только мы могли
сознавать потенциальные возможности всего Богом сотворенного! Я сейчас думаю не
о том, что открывается науке, не о необычайных возможностях атома— я
говорю о чем-то более глубоком, о более глубинных свойствах материи, чем ее
естественные качества. Нет ничего в этом мире, от мельчайшей пылинки до
величайшей звезды, что не содержит в своей сердцевине, не несет в своих
глубинах, так сказать, трепетность, радостное волнение первого момента бытия,
своего становления в бытие, обладания бесконечными возможностями, когда все
входит в Божественную область, так что познает Бога и ликует в Нем. Мир кажется
нам темным, непрозрачным, непроницаемым и густым, но это потому, что случилась
трагедия, которую мы называем падением, как бы ни определять то событие,
в результате чего царственная свобода послушания и гармонии сменилась жесткими
правилами и законами, которые уходят на какую-то глубину, но тем не менее не до
конца покорили рабству то, что Бог создал для свободы.