Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
способных достичь до Него, Он совершает это через наше тело и при посредстве
вещества этого мира. На наш акт веры Бог отвечает чудом крещения, то есть
соединения. На наш акт веры в пределах уже существующего взаимоотношения Бог
отзывается, делая нас причастниками Своего Тела и Крови, причастниками
Божественной жизни. Все значительные события христианской жизни коренятся в
материи, не в духе, потому что прежде чем наш дух научится быстро, живо
отзываться, его следует воспитывать и укреплять, и тем не менее Бог достигает
до нас, когда мы на самом дне: где изобилует грех, преизобилует благодать
(Рим5:20). И мы даже не задумываемся о том, как много мы познаём таким
образом и как мало мы знаем умом о том, на что способно наше тело. Как много
можно передать— и сейчас я говорю на уровне просто человечности, хотя это
и выходит далеко за ее пределы,— прикосновением руки; как многое наше
тело способно воспринять непосредственно, сколько в нем знания и мудрости.
И когда мы думаем о человеке, мы должны помнить, что в нас есть две стороны:
сознание, разум и другая сторона, которую невозможно назвать сознательной или
бессознательной,— физическая, материальная сторона, у которой есть свои свойства
и способности, о каких мы даже не подозреваем, мы лишь порой прозреваем их на
миг в жизни святых или в событиях собственной жизни. Надо также помнить и то,
что даже в области, которую мы самодовольно называем областью сознания и
разума, очень многое не принадлежит сфере рационального, хотя не имеет ничего
общего с неразумностью. Есть области нашего восприятия жизни, нашей
деятельности, которые не относятся к области интеллекта и где ум, по выражению
Семена Людвиговича Франка, играет свою настоящую роль— роль слуги;
любовь, чувство красоты, чувство благоговения— все это далеко выходит за
пределы области ума. Так что когда мы думаем о том, каково взаимоотношение
между Богом и нами, мы должны помнить, что это взаимоотношение коренится в первую
очередь в том, что Бог нас возжелал и возлюбил. Вспомните слова апостола Иоанна
Богослова: дивно не то, что мы любим Бога, но что Он первый возлюбил нас