Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
плоть; это, конечно, предел, говорящий о святости. Просто я не знаю такого
критерия. Если можно так выразиться, иногда, имея дело с другим человеком, на
нюх как бы, на слух какой-то, знаешь: вот, это душевный человек говорит, а вот
в это мгновение человек тебе сказал что-то, что принадлежит к области духа.
Делатели молитвы Иисусовой большое внимание обращали на физические феномены:
у них преимущество то, что их не создашь искусственно, поэтому, если какой-то
феномен присутствует, он вне вашей воли, вашего выбора и потому может являться
объективным элементом в расценке. И духовные наставники говорили, что такие-то
и такие-то физические ощущения, переживания относятся к той или другой области,
но опять-таки, нужно, чтобы говорящий знал, о чем говорит, чтобы он сам прошел
этот путь.
Аскетическая традиция считает область телесности гораздо более надежным
путем к пониманию того, что происходит в духовной области, чем душевность.
Духовный опыт достигает нашего тела, и подобно тому как Божество Христа
исполняет тело Его Воплощения, так благодать Божия преображает наше тело. Этим
объясняется, почему в житиях святых дееписатель, стремясь довести до нашего
сознания, насколько глубоко человек был укоренен в Боге и жил благодатью Божией,
описывает его подвиги. Мы видим невообразимое воздержание святых, их
невероятные бдения, они принуждали свое тело к тому, что совершенно недостижимо
нам. Эти описания не имеют целью поразить нас физическими достижениями святых,
это просто способ косвенно указать, что святые настолько полно жили в Боге, что
не нуждались почти ни в чем земном. Но аскетическая традиция предостерегает нас
от опасности, заключенной в душевности. Душевность— область воображения,
фантазии, ложных толкований, именно эта область нуждается, чтобы ее очистил,
просветил Бог, заполнил Собой, наше дело— открыть Ему доступ путем
собственной трезвости, путем неустанной борьбы с воображением. И тем не менее
мы должны жить с той душой, той душевностью, какая у нас есть, мы не можем познать
ни Бога, ни благодать, ни многие взаимоотношения иначе как на этом уровне.