Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

плоть; это, конечно, предел, говорящий о святости. Просто я не знаю такого

критерия. Если можно так выразиться, иногда, имея дело с другим человеком, на

нюх как бы, на слух какой-то, знаешь: вот, это душевный человек говорит, а вот

в это мгновение человек тебе сказал что-то, что принадлежит к области духа.

Делатели молитвы Иисусовой большое внимание обращали на физические феномены:

у них преимущество то, что их не создашь искусственно, поэтому, если какой-то

феномен присутствует, он вне вашей воли, вашего выбора и потому может являться

объективным элементом в расценке. И духовные наставники говорили, что такие-то

и такие-то физические ощущения, переживания относятся к той или другой области,

но опять-таки, нужно, чтобы говорящий знал, о чем говорит, чтобы он сам прошел

этот путь.

Аскетическая традиция считает область телесности гораздо более надежным

путем к пониманию того, что происходит в духовной области, чем душевность.

Духовный опыт достигает нашего тела, и подобно тому как Божество Христа

исполняет тело Его Воплощения, так благодать Божия преображает наше тело. Этим

объясняется, почему в житиях святых дееписатель, стремясь довести до нашего

сознания, насколько глубоко человек был укоренен в Боге и жил благодатью Божией,

описывает его подвиги. Мы видим невообразимое воздержание святых, их

невероятные бдения, они принуждали свое тело к тому, что совершенно недостижимо

нам. Эти описания не имеют целью поразить нас физическими достижениями святых,

это просто способ косвенно указать, что святые настолько полно жили в Боге, что

не нуждались почти ни в чем земном. Но аскетическая традиция предостерегает нас

от опасности, заключенной в душевности. Душевность— область воображения,

фантазии, ложных толкований, именно эта область нуждается, чтобы ее очистил,

просветил Бог, заполнил Собой, наше дело— открыть Ему доступ путем

собственной трезвости, путем неустанной борьбы с воображением. И тем не менее

мы должны жить с той душой, той душевностью, какая у нас есть, мы не можем познать

ни Бога, ни благодать, ни многие взаимоотношения иначе как на этом уровне.