Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

можем летать, мы не можем делать массу других, гораздо более простых вещей. Но

где границы этой свободы? Первая граница в начале. Бог нас сотворил, не

спрашивая, и каждый из нас появляется на свет, не будучи спрошен. Тут никакой

свободы нет, есть данность, и мы знаем, что в конце времен будет какой-то итог

жизни всей твари. Мы все станем перед Богом, и Бог произнесет какое-то суждение

или, если предпочитаете, суд над нами. В интервале же между этими двумя

моментами— в какой мере мы свободны или определены? В значительной мере

определены— мы определены тем, что созданы человеками, людьми: у нас

кровь, плоть, ум, у нас сердце; мы определены обстановкой, в которой рождаемся,

влияниями, которые на нас действуют. Значит, нельзя просто сказать, что мы

свободны в том смысле, в котором Бог свободен.

Если можно употребить здесь образ, у меня впечатление, что мы ужасно похожи

на жука, которого посадили в стакан. Когда он старается пробиться через

дно— ему пути нет, старается пробиться через стенки— тоже никуда.

Одна только возможность: вылететь из стакана. У нас та же самая возможность. У

нас нет возможности пробиться по ту сторону Божиего творческого слова, у нас

нет возможности пробиться по другую сторону и, как Иван Карамазов того хотел,

«отдать свой билет Богу»55, у

нас нет возможности вырваться из тех биологических или душевных условий,

которые составляют нашу человечность, но есть одна возможность: вырасти в меру

Богочеловека.

Является ли шизофрения духовной болезнью, порабощением человека темными

силами? Может ли она быть следствием духовных преступлений предков? Какие меры

для компенсации болезни и реабилитации больного вы бы посоветовали как

священник и врач?

Конечно, может случиться, что постепенное разрушение человеческой души,

душевности у наших близких или дальних предков может нам передаваться

наследственно и вдруг разразиться болезнью. Но я хочу сказать с совершенной

убежденностью: никакую болезнь нельзя приписывать просто греховности,

своей или своих предков. Разумеется, все неладное, что совершается на земле,

происходит от того, что человек первично, в лице Адама и Евы, отпал от единства

с Богом. Но говорить о том, что шизофрения, рак или какая-либо другая болезнь

непременно связаны с греховностью, нельзя. Бывает— и не так редко,—

что Господь дает человеку болезнь как путь ко спасению.

Мне вспоминается рассказ о том, как одного святого просили молиться об