Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

под водой, не может видеть ничего из того, что вне воды, и знает одно только

то, что он всецело находится в глубине моря; так случается и с теми, которые

возрастают в духовном преуспеянии и восходят в совершенство знания и

созерцания»8.

Напоминание о необходимости схождения вглубь особенно своевременно в эпоху,

когда миллионы людей скользят по поверхности жизни, подобно человеку,

несущемуся на водных лыжах по поверхности океана под рев тянущего его за собой

катера, и мало кому интересно обзаводиться аквалангом и спускаться в океанские

глубины. Владыка Антоний приглашает своего читателя погрузиться туда, где в

царственной тишине живет своей сокровенной жизнью подводный мир, где среди

коралловых рифов и водорослей ныряльщик может обрести ту жемчужину, обладание

которой преобразит всю его жизнь, придаст ей новую ценность.

Тема встречи с Богом неразрывно связана у митрополита Антония с темой

встречи с человеком. Это та самая встреча, которой на протяжении тридцати

восьми лет жаждал у купели Силоамской евангельский расслабленный, на вопрос

Христа «Хочешь ли быть здоров?» ответивший: «Так, Господи, но не имею человека,

который опустил бы меня в купальню» (Ин5:6—7). Слова, которые услышал

Господь от расслабленного— «не имею человека»,— отражают духовное

состояние современного мира, в котором миллионы людей страдают от одиночества и

оставленности. Современное человечество не только обезбожено: оно

обесчеловечено. Бесчеловечность, равнодушие к страданиям других, нежелание

помочь, поделиться, выйти навстречу, эгоцентризм и эгоизм приобретают поистине

вселенские масштабы. Все труднее бывает в пустыне современного мира встретить

человека— того, кто готов разделить с тобой радость и скорбь, праздники и

будни, победы и поражения.

Когда-то Диоген ходил днем по городским улицам, держа в руках зажженный

фонарь и говоря: «Ищу человека». Это изречение античного философа осталось в

памяти человечества символом того, как трудно иногда бывает среди сотен, тысяч,