Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Является ли шизофрения духовной болезнью, порабощением человека темными
силами? Может ли она быть следствием духовных преступлений предков? Какие меры
для компенсации болезни и реабилитации больного вы бы посоветовали как
священник и врач?
Конечно, может случиться, что постепенное разрушение человеческой души,
душевности у наших близких или дальних предков может нам передаваться
наследственно и вдруг разразиться болезнью. Но я хочу сказать с совершенной
убежденностью: никакую болезнь нельзя приписывать просто греховности,
своей или своих предков. Разумеется, все неладное, что совершается на земле,
происходит от того, что человек первично, в лице Адама и Евы, отпал от единства
с Богом. Но говорить о том, что шизофрения, рак или какая-либо другая болезнь
непременно связаны с греховностью, нельзя. Бывает— и не так редко,—
что Господь дает человеку болезнь как путь ко спасению.
Мне вспоминается рассказ о том, как одного святого просили молиться об
исцелении одного человека. Он помолился несколько дней, а потом пришел и
сказал: «Господь мне открыл, что я мог бы его исцелить, но Он мне открыл также,
что болезнь дана во спасение и его, и других людей вокруг него». И в житиях
святых мы находим целый ряд случаев, когда сами святые или просто верующие
болели долгое время, не потому, что они были грешники, а потому, что это было
путем спасения— не только личного, но и спасения людей вокруг. Я помню
случай, когда один крестьянин XIXвека десятки лет лежал парализованный в
деревне, у себя в хате— и был вдохновением и путем ко спасению целого
ряда людей, потому что то, как он воспринимал свою болезнь, как он терпел
страдания, с каким светлым, ликующим выражением лица он встречал всякого
человека, было вдохновением для всех, кто только соприкасался с ним.
Из сказанного не заключайте, будто я не верю в темную силу и в возможность,
которую имеет эта темная сила на нас влиять в нашем физическом или психическом
состоянии. Однако если обратиться к Евангелию, мы увидим, что в некоторых