Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

неизжитая греховная неправда.

И это то же самое, что совершается в психоанализе, только тут это

воспоминание всплывает естественно, а там врач тебе помогает постепенно к нему

вернуться. Но последний шаг для верующего— это покаяние: покаяние перед

Богом в одиночку и покаяние на исповеди.

Хотелось бы знать ваше отношение к иглорефлексотерапии, поскольку от

имени православия высказываются различные точки зрения по этому поводу.

Я могу сказать с совершенной убежденностью, что здесь нет никакой доли

«кудесничества» или обмана. Это настоящая медицинская помощь. Я ее испытал на

себе и могу только сказать, что верю безусловно и в добротность этой работы, и

в добрые результаты.

Может ли верующий человек обращаться за помощью к врачу, лечащему методом

гипноза, и, наоборот, имеет ли право верующий врач лечить этим методом?

Я думаю, что да. В романтической литературе XVIII—XIXвеков, начиная с

Месмера, сложилась картина чуть ли не чертовщины, будто можно настолько

овладеть человеком, что он станет рабом твоей воли. Насколько мне известно, это

не так. Гипноз не от светлых и не от темных сил, это просто употребление,

применение природных дарований. Любой человек, любой врач может научиться

лечить гипнозом, это не требует темных глаз и драматического лица. Это—

техника. Вы можете с голубыми глазами и с самым обыкновенным лицом быть в

состоянии гипнотизировать человека. Насколько я знаю, это не оставляет

отпечатка на душе. Опять-таки, это отчасти зависит от того, что представляет

собой врач. Ведь и врач, который лечит лекарствами, тоже может навредить

пациенту, сделав его наркоманом или чем-нибудь в этом роде.

Можно ли лечить на расстоянии? Если на расстоянии стараешься только

молитвой воздействовать, это не удается, но когда молитва сочетается с

определенной мысленной активностью, тогда это помогает…

Из опыта кружков людей, которые собираются для молитвы о больных, явно:

что-то случается. В Англии существуют такие кружки (не знаю, где еще, я сейчас

говорю о том, что знаю достоверно). Есть целые общества— имени апостола

Луки, имени архангела Рафаила56:

люди, которые отдают себя отчасти— то есть оставаясь в своих профессиях

чем угодно— заботе о больных, но не в виде санитаров или

санитарок. Они собираются еженедельно, и каждый из них приносит хоть одно имя:

вот такой-то человек страдает такой-то болезнью или находится в таком-то