Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

А иногда бывает какое-то общее чувство тревоги: до тебя дошло что-то, как

будто крик раздался, и ты услышал крик, но не узнаешь голоса, об этом со мной

однажды говорил отец Софроний. Тогда, советовал он, ищи ощупью, молись о каждом

человеке, кого знаешь, ставь вопрос: ты или не ты? ты или не ты?— и в тот

момент, когда окажется: «ты»— совершенно ясно делается: да, я уже не в тумане,

я коснулся реальности…

Существуют люди, которые очень успешно лечат болезни разными молитвами.

Как к этому относиться? Молитвы вполне христианские, никаких искажений нет…

Добрые намерения, какое-то дарование от Бога, добрая воля, не колдовство на

зло, а молитва, которая обращена к Богу разумным образом,— почему нет? В

конце концов, обращаются к священнику для совершения помазания елеем в случае

болезни. Священник действует как тайносовершитель, но сила Божия не

ограничивается таинствами. Как Владимир Николаевич Ильин раз сказал: всякое

чудо— это нерегулярное таинство, то есть если понимать таинство как

непосредственное воздействие Божие, то чудо есть непредвиденная форма такого

воздействия, и почему бабуся не может этого сделать, а должен непременно какой-то

«патентованный» человек это делать?

У нас замечается нездоровое увлечение колдовством, поэтому поневоле

встает вопрос: насколько все это чисто. Некоторые экстрасенсы считают себя

христианами, но есть мнение, что они лечат естественные болезни какими-то

потусторонними силами…

Мне думается, нет однозначного ответа, прописи тут не дашь. Есть

люди, у которых чисто природные дарования более выраженные, чем у других. Очень

обычное явление— люди, которые могут успокоить человека, держа его за

руку, или которые, наоборот, могут его как-то взвинтить, потому что из них так

и течет нервность. Это самая обыкновенная, незатейливая вещь. Есть люди, у

которых подобные дарования, чисто психофизические, более ярко выражены и

которые в этом отношении могут помогать или вредить.