Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
Как к этому относиться? Молитвы вполне христианские, никаких искажений нет…
Добрые намерения, какое-то дарование от Бога, добрая воля, не колдовство на
зло, а молитва, которая обращена к Богу разумным образом,— почему нет? В
конце концов, обращаются к священнику для совершения помазания елеем в случае
болезни. Священник действует как тайносовершитель, но сила Божия не
ограничивается таинствами. Как Владимир Николаевич Ильин раз сказал: всякое
чудо— это нерегулярное таинство, то есть если понимать таинство как
непосредственное воздействие Божие, то чудо есть непредвиденная форма такого
воздействия, и почему бабуся не может этого сделать, а должен непременно какой-то
«патентованный» человек это делать?
У нас замечается нездоровое увлечение колдовством, поэтому поневоле
встает вопрос: насколько все это чисто. Некоторые экстрасенсы считают себя
христианами, но есть мнение, что они лечат естественные болезни какими-то
потусторонними силами…
Мне думается, нет однозначного ответа, прописи тут не дашь. Есть
люди, у которых чисто природные дарования более выраженные, чем у других. Очень
обычное явление— люди, которые могут успокоить человека, держа его за
руку, или которые, наоборот, могут его как-то взвинтить, потому что из них так
и течет нервность. Это самая обыкновенная, незатейливая вещь. Есть люди, у
которых подобные дарования, чисто психофизические, более ярко выражены и
которые в этом отношении могут помогать или вредить.
У меня был знакомый англиканский священник, который интересовался и работал
над «чертовщиной», скажем, и такими вещами, и у него был какой-то дар облегчать
страдания, боль. В какой-то период, когда у меня спина была очень плоха, он мне
сказал: «А почему мне не попробовать вам помочь?» Он меня положил, сам он
длиннющий, на голову положил одну руку, на ноги другую— такой охват,
сосредоточился, и у меня все прошло на время. Через некоторое время он ко мне
снова пришел. За это время я ставил себе именно этот вопрос: какая в этом доля