Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Как к этому относиться? Молитвы вполне христианские, никаких искажений нет…

Добрые намерения, какое-то дарование от Бога, добрая воля, не колдовство на

зло, а молитва, которая обращена к Богу разумным образом,— почему нет? В

конце концов, обращаются к священнику для совершения помазания елеем в случае

болезни. Священник действует как тайносовершитель, но сила Божия не

ограничивается таинствами. Как Владимир Николаевич Ильин раз сказал: всякое

чудо— это нерегулярное таинство, то есть если понимать таинство как

непосредственное воздействие Божие, то чудо есть непредвиденная форма такого

воздействия, и почему бабуся не может этого сделать, а должен непременно какой-то

«патентованный» человек это делать?

У нас замечается нездоровое увлечение колдовством, поэтому поневоле

встает вопрос: насколько все это чисто. Некоторые экстрасенсы считают себя

христианами, но есть мнение, что они лечат естественные болезни какими-то

потусторонними силами…

Мне думается, нет однозначного ответа, прописи тут не дашь. Есть

люди, у которых чисто природные дарования более выраженные, чем у других. Очень

обычное явление— люди, которые могут успокоить человека, держа его за

руку, или которые, наоборот, могут его как-то взвинтить, потому что из них так

и течет нервность. Это самая обыкновенная, незатейливая вещь. Есть люди, у

которых подобные дарования, чисто психофизические, более ярко выражены и

которые в этом отношении могут помогать или вредить.

У меня был знакомый англиканский священник, который интересовался и работал

над «чертовщиной», скажем, и такими вещами, и у него был какой-то дар облегчать

страдания, боль. В какой-то период, когда у меня спина была очень плоха, он мне

сказал: «А почему мне не попробовать вам помочь?» Он меня положил, сам он

длиннющий, на голову положил одну руку, на ноги другую— такой охват,

сосредоточился, и у меня все прошло на время. Через некоторое время он ко мне

снова пришел. За это время я ставил себе именно этот вопрос: какая в этом доля