Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
мог заниматься тем и другим как бы параллельно, но в парижской обстановке это
оказалось для меня лично невозможным.
Кроме того, я не считал справедливым, чтобы, когда человек зовет врача, как
бы тайно входил священник; я считал, что справедливо разделить эти две области:
неверующий человек имеет право, чтобы пришел только врач, ничто другое. Я хотел
сказать, что чувствую: я не имею права прийти к человеку и начинать ему
проповедовать веру— он имеет право видеть во мне врача без того, чтобы я
на него наседал: «Ах, ты в постели, у тебя сломанная нога, ты от меня не
уйдешь, давай-ка я тебе попроповедую»… У нас был один такой хирург в Париже, который
этим злоупотреблял: как попадет к нему пациент, лежит в постели, удрать не
может— он на него со своей верой. И, по-моему, он никого не обращал,
потому что люди бывали возмущены тем, что он пользуется случаем, нарушает их
свободу совести.
Для верующего все равно, что ты врач, а неверующему хочется иметь только
врачебные отношения, это могло создать трудности. Это не создавало еще
трудностей, потому что я слишком недолго был известен как священник, но могло
бы создать. Но главное, что просто все время без остатка уходило на медицинскую
работу, от семи утра до полуночи: куда же деть тогда остальное?
Врач, будь он человек верующий или неверующий, должен лечить только тело,
не касаясь человека как личности?
Нет, я думаю, врач должен относиться ко всему человеку, потому что даже в
телесной болезни колоссальную роль играет душевное состояние человека, его
решимость жить или его отказ от борьбы, и нет такой области в человеке, которая
для врача-соматика безразлична. Конечно, есть области специализированные,
скажем, психические болезни не всякий соматик должен лечить, потому что это
требует специализации, но это же относится и к отделам соматических болезней:
один занимается нервными болезнями, другой по преимуществу иными. Но мне
кажется, что задача врача— проникнуть во всего человека и как бы