Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
телесной болезни колоссальную роль играет душевное состояние человека, его
решимость жить или его отказ от борьбы, и нет такой области в человеке, которая
для врача-соматика безразлична. Конечно, есть области специализированные,
скажем, психические болезни не всякий соматик должен лечить, потому что это
требует специализации, но это же относится и к отделам соматических болезней:
один занимается нервными болезнями, другой по преимуществу иными. Но мне
кажется, что задача врача— проникнуть во всего человека и как бы
использовать все его силы для выздоровления— всю его психическую силу
возбудить, порой возродить. Просто профессионально неразумно было бы сказать:
«Меня интересуют твои мышцы и кости, а что там делается внутри— нет»,
потому что все больше и больше видно, какую громадную роль в болезни играют
душевные состояния.
У постели умирающего встают вопросы: почему? что делать? Кто-то чувствует
себя обузой для родных, с другой стороны, есть молодые (и не только молодые)
люди— добровольные помощники, например, в хосписах…
Мне думается, что болезнь и страдание нам даются от Бога для того, чтобы мы
могли освободиться от такой привязанности к жизни, которая нам не дает
возможности глядеть в будущее с открытостью, с надеждой. Если бы все было
совершенно, то у нас не хватило бы духа отойти от этого совершенства. Но ведь
то совершенство, которое у нас есть на земле, так далеко от той полноты,
которую мы можем получить в Боге!
И мне кажется, что людям, которые болеют долго, надо помочь в двух вещах.
Во-первых, в том, о чем я только что сказал,— помочь осознать: меня Бог
сейчас освобождает от плена, дает мне возможность не привязываться к жизни,
которая так мучительна, болезненна, дает мне возможность глядеть в другую
сторону— в сторону, где больше не будет ни боли, ни страдания, ни страха,
где распахнется дверь и я окажусь перед лицом Самого Спасителя Христа, Который
Сам через все это прошел. Ведь Христос Своей доброй волей вошел в жизнь, где