Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
люди— добровольные помощники, например, в хосписах…
Мне думается, что болезнь и страдание нам даются от Бога для того, чтобы мы
могли освободиться от такой привязанности к жизни, которая нам не дает
возможности глядеть в будущее с открытостью, с надеждой. Если бы все было
совершенно, то у нас не хватило бы духа отойти от этого совершенства. Но ведь
то совершенство, которое у нас есть на земле, так далеко от той полноты,
которую мы можем получить в Боге!
И мне кажется, что людям, которые болеют долго, надо помочь в двух вещах.
Во-первых, в том, о чем я только что сказал,— помочь осознать: меня Бог
сейчас освобождает от плена, дает мне возможность не привязываться к жизни,
которая так мучительна, болезненна, дает мне возможность глядеть в другую
сторону— в сторону, где больше не будет ни боли, ни страдания, ни страха,
где распахнется дверь и я окажусь перед лицом Самого Спасителя Христа, Который
Сам через все это прошел. Ведь Христос Своей доброй волей вошел в жизнь, где
царствует смерть, и страдание, и потеря Бога, и путем нашей смерти, как бы взяв
на Себя всю нашу человеческую природу и смертность, вернулся в область
Божественной вечности— это единственный путь, который нас высвобождает от
всего того, что нас делает пленниками, рабами.
А второе (и это мне кажется очень важно): когда мы тяжело болеем или идем к
смерти, окружающие о нас заботятся, и часто болеющий человек переживает душой о
том, что стал обузой для других. Вот в этом болеющего надо разубедить.
Он не стал обузой. Он дал каким-то людям счастье возможностью проявить свою
любовь, свою человечность, быть им спутником через последний период
жизни— в вечность. Болящих надо убедить, что, пока они были здоровы,
крепки, они заботились о других, помогали им, не обязательно в болезни, просто
в жизни; теперь они могут от этих людей получить ту любовь, которую сами
посеяли в их душах, и им дать возможность показать свою любовь и свою
благодарность. Когда мы отказываемся во время болезни от помощи других, мы их