Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Божий— и весь этот бесовский мир разлетелся, и она вошла в вечность. Я

этого не могу забыть, я тогда был молод, был студентом медицинского факультета

первого или второго курса, и это у меня осталось.

Поэтому те молодые люди, которые ухаживают за больными, кроме того, что они

дают больному возможность с благодарностью и открытостью принимать любовь,

которая им дается— это очень важно,— могут с ними сидеть в момент,

когда больной уже не может никаким образом им сказать о том, что он сейчас

видит или чувствует, но знать, что сейчас совершается переход, и быть с ним все

это время, время перехода.

Более остро вопрос встает в случае страдания детей…

Страдание детей нас озадачивает больше, чем страдание взрослых, потому что,

когда страдает взрослый человек, легче увидеть ту пользу, которое могло бы

принести страдание, при условии, что человек вырастет в полную меру своего

призвания. Но может ли страдающий ребенок научиться чему-то подлинно ценному:

терпению и смирению, мужеству и выдержке, доверчивой покорности? Мне

вспоминается ребенок, о котором говорится в жизнеописании французского святого

XIXвека. Этот священник спросил мальчика девяти лет, как он может

переносить мучительную болезнь, которая в конце концов свела его в могилу. Тот

ответил: «Отец, я научился не ощущать сегодня вчерашнего страдания и не предвидеть

завтрашнего». На такое способны очень немногие взрослые, ибо страдание—

будь то нравственная мука, душевные переживания или физическая боль—

обычно становится невыносимым, потому что в каждый момент мы как бы несем и

переживаем все уже прошедшие моменты боли и страдания и в каждый миг ожидаем,

что так будет вечно, что оно никогда не кончится. И мы не в состоянии

противостоять всему прошлому и будущему страданию, хотя в большинстве случаев

могли бы противостоять конкретной порции страдания нашего тела или нашей души в

данный момент.

Этот пример говорит о ребенке девяти лет. Как же маленькие дети, еще не