Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

ребенком, такова, что все случающееся с ней случается и с ребенком. Когда

ребенок родился, мы ожидаем, что родители молятся над ним. Мы крестим,

миропомазываем и причащаем младенцев на том же основании, о котором я говорил

выше: потому что Живой Бог может встретить Свое живое создание на той глубине,

которая далеко за пределами любых возможностей человеческого общения. Когда

ребенок болен, без сознательной как бы восприимчивости, всегда есть возможность

молиться над этим ребенком, молиться о нем, держать его перед Богом и приобщать

его таинствам Церкви. Если бы родители и окружающие такого ребенка люди больше

это осознавали, если бы, вместо того чтобы стараться пробиться через

непроходимую стену, они погружались в те глубины, где мы все встречаемся в

Боге, то могла бы возникнуть ощутимая взаимная связь— связь, которую

ребенок воспринимает и которая стала бы началом вечного взаимоотношения.

Это относится и к смерти. Бог не есть Бог мертвых, Он есть Бог живых

(Мк12:27), и если мы живем в Боге, между нами есть близость. Часто, когда

из этой жизни уходит ребенок, родители переживают двойное горе. С одной

стороны, умер ребенок. Нет больше физического присутствия, нет

непосредственного физического общения. Но кроме того, мы странным образом

воображаем, что ребенок, умерший младенцем, навсегда им и останется, что он

останется вне сознательного контакта, потому что на земле он умственно не

развился и не мог общаться на уровне интеллекта и тех эмоций, которые нас

связывают. Но ведь это живая душа, живущая в Живом Боге и Его силой, и если бы

только мы могли достичь глубин собственной души, собственного духа, мы могли бы

без страха быть уверенными: ничто не может разлучить нас. Когда наступит

полнота времен, исполнение всего, мы встретимся не на уровне нашего

психологического богатства или убожества, мы встретимся— дух с духом и

душа с душой; это мы должны бы осознавать уже теперь, на земле. Наши

взаимоотношения с теми, кто ушел из этой жизни, не в прошлом и не в будущем:

они в настоящем— в скоротечном мгновении настоящего, в котором мы