Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

кажущаяся: на самом деле в книге есть своя динамика, вполне соответствующая

основному направлению богословской мысли Владыки Антония. Книга постепенно

ведет человека от телесного к духовному, от внешнего к внутреннему, от

человеческого к божественному. Следуя за богословской мыслью автора, читатель

постепенно погружается в океан внутренней жизни, о котором говорили Отцы

Церкви: сначала входит в него по колено, затем по пояс, потом по грудь, пока,

наконец, воды не сомкнутся над его головой и он не окажется в тех глубинах, на

которых человек может встретить Бога.

Первая часть книги посвящена вопросам медицинской этики. Обращение

митрополита Антония к медицине не случайно: будучи профессиональным медиком с

многолетним стажем хирургической практики, он накопил огромный опыт, которым

делится с читателем. Как нужно вести себя у постели больного? В чем смысл

болезней, страданий физических и духовных? Как христианство относится к телу

человека? Какую роль играет материя в духовной жизни? Каково православное

отношение к стигматам? Эти и многие другие вопросы затрагиваются в первой части

книги.

Отмечу, что медицина в каком-то смысле родственна пастырству. В

святоотеческой традиции труд священника нередко сравнивается с врачебным

искусством. Как пишет святитель Григорий Богослов, если врачебное искусство

направлено на материальное и временное, то пастырство заботится о душе, которая

нематериальна и божественна по происхождению. Врач предписывает больному

лекарства, рекомендует профилактические средства, иногда даже употребляет

прижигания и хирургическое вмешательство; однако гораздо труднее врачевать

«нравы, страсти, образ жизни и волю», исторгая из души все животное и дикое и

насаждая в ней все кроткое и благородное10.

«По всем этим причинам,— заключает святой Григорий,— считаю я нашу

медицину гораздо более трудной и значительной, а потому и более

предпочтительной, чем та, что имеет дело с телами, еще и потому, что последняя