Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
смысле, подлинное общение начинается там, где все способы общения оставлены в
стороне. Подлинное взаимопонимание— за пределом слов. Когда страдает
ребенок, мы актом веры должны принять его способность вырастать все больше в
тесную близость с Богом, потому что он— живая душа, и мы должны быть уверены,
что то, что с ним происходит, не напрасно. И когда дети уходят из жизни, мы
должны помнить, что Бог есть Бог живых.
При всем этом нельзя недооценивать прикосновение, физический контакт. Почти
все религиозные обряды совершаются через контакт: возложение рук,
благословение— так многое совершается физически, и мы должны осознавать
духовные способности, восприимчивость нашего тела к области духа. Без тела мы
не могли бы причащаться таинству Тела и Крови Христовых, не могли бы
приобщиться Богу. Через тело и благодаря тому, что оно представляет, чем
является, можем мы иметь это соединение со Христом и Богом. В человеческих
взаимоотношениях прикосновение играет колоссальную роль. Столько сострадания,
любви, нежности можно передать прикосновением руки, не словами и речами,
а— взяв человека за руку, положив руку ему на плечо… Это тем более
относится к больным детям. Или вернее, нет, не только к детям— потому что
в тяжелой, серьезной болезни каждый снова становится ребенком. Прикосновением
можно передать столь многое— тинственное, священное или просто
человеческое (что тоже является священным и тинственным), и этому
следует научить родителей больных детей: где бессильны слова, где нет как будто
пути к общению, есть таинственный путь передать непередаваемое, то, что
невозможно выразить. Любовь, нежность, сострадание, но также веру и
непоколебимую уверенность— все это можно вложить в жесты и прикосновения,
в то, как мы обращаемся с телом.
Нам приходится иметь дело не только с больным ребенком, но и с теми, кто в
горе окружают его. Вместо того чтобы погрузиться в печаль, отдаться ее
всепоглощающей и разрушительной власти, они верой должны познать, что участвуют