Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

час человеку, когда тот от Бога отрекается сознательно, просто жестоко. И

раньше чем дойти до Бога, мы непременно должны показать наше человеческое

сострадание, близость, показать, что мы родные ему, что он нам родной.

Мимоходом у меня возникла мысль по поводу славянского языка. Человек

лежит на смертном одре и постепенно тихо уходит. Как насчет славянского языка и

сложных молитв в таком случае? Они не доходят, может быть?

Я думаю, что, если просто взять молитвослов и читать готовые молитвы, это не

дойдет. Но, думаю, что не беззаконно эти тексты читать, во-первых, заменяя

непонятные слова понятными, русскими, во-вторых, прибавляя нечто или убавляя в

зависимости от того, кто этот человек, что ты о нем знаешь,— с тем чтобы

молитвенные слова стали молитвой, относящейся лично к этому человеку.

Потому что все наши службы рассчитаны на всех возможных людей на свете, но ни

один человек не представляет собой этого «всевозможного» человека. Поэтому

иногда проще изменить некоторые слова, чтобы они были понятны,— это раз,

а во-вторых, выбирать те молитвы, которые для этого человека могут иметь смысл.

Ведь речь идет не о том, чтобы совершить над ним определенный обряд, речь идет

о том, чтобы до него дошла церковная молитва, церковная вера, человеческое

тепло и любовь, окутанность церковной молитвой. И иногда, если придерживаться

просто написанного текста, человек его не может услышать из-за языка, из-за

мыслей, которые там есть. Поэтому можно сказать несколько слов из этой молитвы,

а потом своими словами их развить. И это не грех, это не неправда. Я помню

письмо Феофана Затворника, где он говорит, что мы должны учиться из молитв

святых тем чувствам и мыслям, которые в них заключены. Каждая молитва святого

говорит нам о том, как он себе представляет Бога и какое общение у него с Богом

было, как он себя видел по отношению к Богу и к собственной совести, какое

место он занимал по отношению ко всему сотворенному миру. Все это можно узнать

из молитв, и постепенно эти молитвы делаются твоими. Но, с другой стороны,

когда ты ими молишься, ты должен вложить в них свой личный опыт Бога, сознание