Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
когда тебе пять лет было. Потому что такого Бога и тогда не было, и не надо
было тебе такого Бога как бы «подсовывать»— для удобства родителей,
конечно.
Когда родители признают, что дети их верят в какого-то непонятного им Бога,
это очень мало похвального говорит о родителях. Родителям, знающим своих детей,
следовало бы попробовать понять, в какого Бога те верят. Это первое. Раньше чем
давать ответы, надо было бы задуматься над вопросом. Часто— да, дети
подрастают и начинают верить или, вернее, выражать свою веру, описывать свою
веру в таких категориях, которые нам чужды. Но нам-то надо их понимать, мы
потому и взрослые. Вернее, будучи взрослыми, мы должны были бы быть в состоянии
понять ребенка, продумать его вопрос, продумать, что за ним стоит, и себя
спросить: вот мой сын, моя дочь верит в Бога такого-то. Каким образом под
влиянием моего воспитания и сторонних влияний мог вырасти такой образ Божий?
Что я могу на это возразить? Сказать: это ересь, неправда, ложь— очень
легко, но это не ответ. У меня своих детей нет, но я, слава Богу, сорок первый
год на этом приходе, и детей много повидал. И я думаю, что каждый раз, когда
тебе дают картину: «Вот каким я представляю Бога», нельзя говорить: «Ой, нет!
Он не такой!», а надо поставить вопрос: «Как ты до этого дошел? Как интересно!
Объясни». Но мы не ставим вопрос так: «Ты мне объясни, потому что я не
понимаю», мы сразу говорим: «Я тебе объясню, что ты не прав». А когда человеку
говоришь, что он не прав, он сразу жестеет, конечно. Кому охота быть неправым
всегда— потому что он маленький, а ты большой. И я думаю, что одна из
задач нашего времени, когда все ставится под вопрос, именно вдуматься,
вчувствоваться, вглядеться в вопросы, которые вырастают вокруг нас, и
попробовать понять: откуда они берутся, как могло вырасти такое уродство? Или
наоборот: может быть, он прав?
Это возможно, если с раннего детства устанавливать диалог, а не монолог. А
если ребенок должен быть только ушами, а родители только голосом, то ничего не