Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
подрастают и начинают верить или, вернее, выражать свою веру, описывать свою
веру в таких категориях, которые нам чужды. Но нам-то надо их понимать, мы
потому и взрослые. Вернее, будучи взрослыми, мы должны были бы быть в состоянии
понять ребенка, продумать его вопрос, продумать, что за ним стоит, и себя
спросить: вот мой сын, моя дочь верит в Бога такого-то. Каким образом под
влиянием моего воспитания и сторонних влияний мог вырасти такой образ Божий?
Что я могу на это возразить? Сказать: это ересь, неправда, ложь— очень
легко, но это не ответ. У меня своих детей нет, но я, слава Богу, сорок первый
год на этом приходе, и детей много повидал. И я думаю, что каждый раз, когда
тебе дают картину: «Вот каким я представляю Бога», нельзя говорить: «Ой, нет!
Он не такой!», а надо поставить вопрос: «Как ты до этого дошел? Как интересно!
Объясни». Но мы не ставим вопрос так: «Ты мне объясни, потому что я не
понимаю», мы сразу говорим: «Я тебе объясню, что ты не прав». А когда человеку
говоришь, что он не прав, он сразу жестеет, конечно. Кому охота быть неправым
всегда— потому что он маленький, а ты большой. И я думаю, что одна из
задач нашего времени, когда все ставится под вопрос, именно вдуматься,
вчувствоваться, вглядеться в вопросы, которые вырастают вокруг нас, и
попробовать понять: откуда они берутся, как могло вырасти такое уродство? Или
наоборот: может быть, он прав?
Это возможно, если с раннего детства устанавливать диалог, а не монолог. А
если ребенок должен быть только ушами, а родители только голосом, то ничего не
получается. Но если с самого раннего детства родители проявляли живой интерес:
как ты мне интересен! Каждая твоя мысль интересна, весь твой опыт и все
движения ума и души интересны, объясни, я не понимаю… Беда с родителями в том,
что они почти всегда себя ставят в такое положение: я-де понимаю, а ты не
понимаешь… А если родители говорили бы (что просто правда): «Я не понимаю, ты
мне объясни»,— очень многое могло бы быть объяснено. Потому что дети с
готовностью объясняют, что они думают, если не ожидают, что их тут же посадят и