Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction

Одно из самых чудесных богослужений в Православной Церкви— это

отпевание. Я говорил о том, какое глубокое впечатление может произвести на

человека лицезрение усопшего, ушедшего в божественный покой. А теперь я хочу

сказать больше о самом богослужении. Богослужение начинается словами, которые

можно произнести только из глубины крепкой веры или напрягая все силы своего

доверия к Богу, перерастая себя; перед лицом усопшего, перед гробом сказать: Благословен

Бог наш!— ответственное и страшное слово. Не всякий может его сказать

всем сердцем, ему придется порой бороться с собой, потому что боль, ужас не

смолкают от веры. Благословен Бог наш: благословен Он за жизнь, которую прожил

этот человек, но благословен Он и за его смерть.

Как же можно такие слова произнести? Благословен Бог за жизнь— да!

Ведь мы собраны у этого гроба не потому, что умер человек, а потому, что он

жил, потому, что он в нашей жизни оставил след, потому, что он посеял в нашем

сердце, в нашем уме семена, которые потом взрастут. Но как же сказать Благословен

Бог перед лицом смерти? Когда Христос стоял перед лицом Своей смерти, Он

сказал Своим ученикам не только то, что я уже упоминал: никто Моей жизни у Меня

не отнимает, Я ее свободно Сам отдаю (Ин10:18); Он сказал и другое: если

бы вы Меня по-настоящему любили, вы бы радовались за Меня, ибо Я отхожу к

Своему Отцу (Ин14:28). Мы о смерти всегда думаем как о разлуке, потому

что мы думаем о себе и об усопшем, мы думаем о том, что никогда больше не

услышим любимого голоса, никогда больше не тронем любимого тела, никогда не

погрузим свой взор в дорогие нам очи, которые открывают всю глубину

человеческой души, никогда не будем больше жить вместе с человеком той простой

человеческой жизнью, которая нам так дорога, которая так драгоценна. Но мы

забываем, что смерть является одновременно встречей живой души с Живым Богом.

Да, уход от земли, уход от нас, хотя бы относительный, но уход с тем, чтобы

стать лицом к лицу с Живым Богом, с Богом жизни, и вступить в такую полноту

жизни, которая никому не доступна на земле.