Metropolitan Anthony of Sourozh. Transaction
социологии, психологии или биологии, я не могу отнести к чему-то во мне самом,
присущему мне».
М.Ласки: Это и есть основоположная разница между нами!
Переживание, с которым мы столкнулись,— отлично ли оно от нас самих?
Является ли оно самопроизвольным чувством или произведено другим, берет начало
извне? Не в этом ли главное различие между нами?
Митр.Антоний: Да. Верующий скажет: «Я объективно знаю, что Бог
есть; это означает, что мое познание— приобретено, а не надуманно». Но
разве то же самое не относится к иррациональному опыту в обычной жизни? Опыту,
подобному любви, чувству красоты в искусстве, в музыке?
М.Ласки: Я готова предположить, что чувство красоты
иррационально, необъяснимо лишь до поры. Я часто вспоминаю, как двести лет
назад философ Юм сказал, что мы знаем, что хлеб нам полезен, но никогда не
узнаем, почему; теперь-то нам это известно. И я думаю, что в будущем—
может быть, совсем недалеком— мы познаем, что именно так действует
на нас, что мы называем красотой.
Митр.Антоний: Очень может быть, но почему не предположить, что
тем же путем мы придем к иному выводу, что, изучая, скажем, энцефалограммы, мы
сможем обнаружить, что в какой-то момент в наш опыт проникло, вошло нечто, не
свойственное нашему физическому существу. Логически это предположение столь же
достоверно, как и первое.
М.Ласки: Вот это-то я очень хотела бы узнать! И разумеется,
если бы все случилось по-вашему, то ничего не оставалось бы, кроме как стать
верующей. Однако я сильно подозреваю, что случится по-моему… Но предположим,
что я (как это может случиться с любым неверующим) внезапно переживу опыт
такого рода, который вы описываете как уверенность в том, что Бог есть. Причем
он случится вне всякого религиозного контекста. Скажем, я, как Игнатий Лойола,
в тот момент сижу на берегу реки77.
Я была воспитана в иудаизме, я живу в Англии, которая, как говорится, страна
ста религий под одним соусом, какой же может быть вывод? Я понимаю, что
разумнее примкнуть к какой-нибудь религии из опасения впасть в самонадеянное
безумие человека, считающего, что у него прямая связь с Богом, но как этот опыт
Бога может привести меня к мысли, что я встретила христианского, или
иудейского, или мусульманского Бога? Что Он хочет, чтобы я приняла методизм,
православие или англиканство? Что после подобного опыта и слов: «Чудно,