Луч умного солнца. Беседы о молитве

Как уже говорилось выше, просительная молитва более других видов молитвы понятна и близка новоначальным. Ведь и само слово "молитва" означает усиленную просьбу, прошение. Мы обращаемся с мольбою к Милосердному Господу, когда чувствуем нужду в Его помощи или просим Его о чем-то необходимом или даже об особом даре, также, глубоко сознавая свое недостоинство, когда испрашиваем у Него прощения в содеянных нами прегрешениях. Этот вид молитвы весьма близок человеку и необходим на каждом шагу его жизни.

Сами по себе мы слабы, бедны; без помощи Божией ничего не можем ни сделать, ни помыслить доброго, ни отвратить от себя опасности, ни защитить себя от зла; без благ и даров Божиих вообще не можем ни жить, ни даже существовать. А сколько падений и грехов совершаем мы буквально каждую минуту нашей жизни? Жить же под страхом суда Божия весьма тягостно, - особенно когда совесть наша пробудится и представит карающую руку Праведного Бога. Поэтому каждый день, каждый час, каждую минуту человеку должно помнить свою немощь и просить Господа о помощи и заступлении, или о подаянии ему насущных даров или о прощении его согрешений и помиловании.

Где найти образцы просительной молитвы? Тоже в богослужениях нашей Православной Церкви, которая каждое служение свое начинает прошениями (ектениями) о всех нужных дарах благости Божией. А самая высокая и образцовая просительная молитва - это молитва Господня "Отче наш", исшедшая из сладчайших уст Самого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В ней содержатся все роды прошений и все виды нужд человеческих: в ней просим и о хлебе насущном, нужном для тела и души, просим и о царствии небесном, просим об оставлении нам прегрешений, и об избавлении нас от опасности потерять веру или впасть в тяжкий грех, и, наконец, об удалении от нас всякого зла и самого духа злобы, врага нашего спасения. Эту молитву всякому христианину должно читать беспрестанно, и мало того, надо учиться, понимая глубокое значение каждого слова, погружаться всею мыслию и душою в сокровенную силу и сладость ее.

Если молишься с чувством и сердечным умилением, то этого достаточно для начала, но, как говорил св. апостол Павел, нужно стремиться и к большим дарованиям (1 Кор. 12, 31).

И таким образом молитва Господня станет вашим учителем, поможет вам сделать свою жизнь истинно христианской и научит, как правильно молиться. Молитесь, христиане, так, как научил нас молиться Сам Господь наш Иисус Христос. Молитвою Господнею можно все испросить у Бога; лишь помните о том, что молиться надо не только устами, но и всем умом, то есть не отвлекаясь, и всем сердцем, то есть искренне желая того, о чем говорится в молитве.

У пророка Давида много просительных псалмов, где со всею силою изображены чувства сознательной души, возносящейся горе - к Богу. Много псалмов, в которых молящийся пророк, будучи проникнут глубоким чувством своих немощей, пламенно просит Господа - Отца Светов - просветить очи его, утвердить стопы, даровать силы и утешить его на пути к Божественному свету. Есть много псалмов, где живо излились неизглаголанные воздыхания Духа, ходатайствующего о спасении. Читайте псалмы: 118, 16, 85, 89, 101, 141 и подобные, и назидайте себя во спасение.

При чтении же псалмов не смущайтесь тем, что вы не сразу будете понимать весь смысл какого-либо псалма; здесь не требуется полное понимание, как в других молитвах, в виду особого значения Богодухновенной Псалтыри. Псалмы научают читающего их самому духу молитвы, низводя благодать Святаго Духа в ум и сердце, при этом таинственно Дух Святой Сам молится за нас, если мы с должным усердием и благоговением читаем псалмы, даже и не совсем их понимая.

Известно много случаев, когда само по себе чтение псалмов исполняло чудесным образом даже невысказанные в молитве заветные желания и насущные потребности молящегося, ибо Бог знает наши нужды и не требует изложения просьбы, но смотрит на готовность нашего сердца принять Его дар, а чтение псалмов как раз и подготавливает сердце к принятию благодати, смягчает, умиротворяет, очищает и освящает его. При полном же понимании смысла псалма, сердце молящегося силою Духа Святого укрепляется в стремлении к богоугождению и решимости уклоняться от зла. Все Святые Отцы и учители Церкви придавали огромное значение чтению (и пению) псалмов для христианина.

В нашей Православной Церкви много молитв и канонов, написанных в духе просительной и вместе с тем покаянной молитвы. К ним относятся молитвы утренние и вечерние, канон молебный ко Пресвятой Богородице, и многие другие. Эти молитво-словия чрезвычайно трогательны и умилительны, они успокаивают душу, пораженную какою-либо скорбью. Такие молитвы надо очень хорошо понимать и не забывать читать постоянно! А кто не может читать, должен просить других помочь ему или слушать такие молитвы в храме, лучше же всего выучить несколько таких молитв наизусть.

Молитв собственно покаянных в нашей Православной Церкви тоже много. Особенно умилителен канон св. Андрея Критского, читаемый в храме на некоторых богослужениях во время Великого Поста. Для слушания этого покаянного канона должно непременно приходить на все вечерни в первую седмицу Великого поста и в среду четвертой недели. Удивительно трогательны молитвы пред Святым Причащением. Наиболее кратким и совершенным образцом покаянной молитвы является 50-й псалом Давида; сюда же можно отнести и псалмы: 6, 12, 37, 38, и другие. Здесь же надо добавить, что особенно желательно читать Псалтырь во время св. поста для более полного покаяния и должного приготовления к принятию Св. Таин, ибо вся Псалтырь есть превосходная молитва души преданной, благоговейной и сокрушенной пред Сердцеведцем Богом. Аминь.

БЕСЕДА 9. О молитве внутренней и внешней

Человек состоит из души и тела, и Бога он должен прославлять и в душе и в теле. Следовательно, и молитва может быть как внутренней, то есть молчаливой и тайной, так и внешней, то есть слышимой и видимой для других.

При внутренней молитве человек беседует с Богом умом и сердцем, без наружных действий. Так,

Моисей при виде войск фараона у Чермного моря не произносил вслух слов молитвы, но Господь сказал ему: Что ты вопиешь ко Мне? (Исх. 14, 15). И Анна, мать Самуилова, о которой мы уже дважды упоминали, тоже изливала пред Господом душу свою без слов, правда, можно было видеть, как двигались ее губы (1 Цар. 1, 13). Есть указания на такую молитву и у пророка Давида: Господи, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебя не утаилось. Я же, как глухой, не слышал, и, как немой, не отверзал уст своих. Ибо на Тебя, Господи, уповал, Ты услышишь, Господи Боже мой (Пс. 37, стихи 10, 14, 16).