Луч умного солнца. Беседы о молитве

При внешней молитве человек свои прошения и желания сердца выражает словами, поклонами, коленопреклонением, крестным знамением и другими наружными знаками благоговения, например: воздеянием рук к небу, слезами, воздыханиями.

Какая молитва совершеннее? Как мы уже упоминали, настоящая молитва должна твориться в духе и истине (Ин. 4, 24). То есть ум, сердце и дух человека должны безусловно участвовать в молитве как средстве общения человека с Богом, ибо Бог есть дух (там же). Дух человеческий, отрешающийся от всего земного, погруженный в глубокое сознание величия Божия и возносящийся к Богу, есть жертва, угодная Богу (Пс. 50, 19).

Но человек не может себя полностью выразить без участия своего тела, даже в молитве, ибо для него вполне естественно предаться молитве целиком и полностью, всем своим существом. Поэтому Господь сказал: От избытка сердца говорят уста (Мф. 12, 34). Человек, даже незаметно для себя, если он очень сильно что-то переживает, начинает изливать душу свою в словах или пении, в слезах или рыданиях, или даже во внешних жестах. Поэтому внешняя молитва, особенно поклоны и другие знаки благоговения, является естественным выражением внутренней молитвы. Вспомним, как мытарь ударял себя в грудь от избытка покаянных чувств, и Господь принял его молитву и поставил в пример его покаяние.

Но конечно, такая молитва, доходящая до самозабвения, будет богоугодной только при условии уединения. Если же человек находится в храме или в другом людном месте, он должен сдерживать себя, не показывать внешне свое благочестие, подобно фарисею. Особенно при общественной молитве в храме необходимо соблюдать во всем порядок и благочиние. Здесь даже подпевание хору певчих не всегда будет уместно, тем более нельзя подпевать священнослужителям или произносить вслух слова молитвы; поклоны и крестное знамение в храме надо делать сообразно Церковному уставу.

В чистом виде, без всякого внешнего выражения, внутренняя молитва уместна и очень удобна для человека, который по какой-либо причине не может уединиться и должен совершать свою молитву совершенно тайно от окружающих. Где бы мы ни были и чтобы мы ни делали, всегда умом и сердцем можем вопиять к Богу: "Господи, помилуй меня! Господи, спаси меня! Господи, не оставь меня!" Если человек находится в пути или среди толпы, можно незаметно для других про себя читать псалмы, например, 50-й или 90-й, или другие, которые хранятся в памяти.

Вот, что об этом сказал свт. Иоанн Златоуст: "Как возможно, скажешь мне, человеку светскому, имеющему обязанность службы, молиться по три часа и приходить в Церковь? Возможно и весьма легко. Если же когда и нельзя тебе прийти в церковь, так можно, и находясь в присутственном месте, совершить моление при занятии делами, потому что для этого не столько нужно слово, сколько мысль; не столько простирание рук, сколько напряжение души; не столько определенное положение тела, сколько расположение духа. Анна, мать пророка Самуила, была услышана не потому, чтобы испускала громкий и сильный вопль, но потому, что сильно взывала внутренне - сердцем. И не было слышно голоса ее, - говорит Писание (1 Цар. 1, 13). Но Бог услышал ее.

Не станем же говорить в свое оправдание и того, что дом молитвы неблизко. Благодать Духа нас самих сделала храмами Божиими, если только мы бдительны. Где бы ты ни был, везде сердце твое может быть жертвенником. Покажи только добрую волю, и не помешает тебе в этом место, не воспрепятствует и время. Если ты и не преклонишь колен, не станешь бить себя в грудь и не прострешь рук к небу, а только покажешь горячую душу - то сделаешь все нужное для молитвы. Можно и жене, сидя за прялкой или занимаясь ткачеством, вознести ум свой горе и воззвать с усердием к Богу. Можно и мужу, находясь в путешествии, совершать внимательные молитвы. А кому-то, сидя в мастерской и сшивая кожи, можно вознести душу ко Господу. И слуге, занимаясь покупками, входя в дом и исходя из него, или работая на кухне (когда нельзя идти в церковь), можно совершать искреннюю и усердную молитву.

Бог не гнушается местом. Он требует только пламенного сердца и чистой души. А чтобы увериться тебе, что для молитвы, при случае, не требуется ни определенное положение тела, ни место, ни время, но мысль твердая и благоговейная, то вспомни ап. Павла, который, лежа в темнице, распростертый и совсем не способный стоять (этого не позволяла ему колода, в которую забиты были ноги его), все же молился и в таком положении с усердием. Его молитва потрясла темницу до самого основания, устрашила темничного стража и расположила его к принятию Святого Крещения. Также и царь Езекия, не стоя прямо и не преклонив колен, но лежа на постели, по причине болезни, и повернувшись к стене, лишь с горячим и искренним усердием из глубины души воззвал к Богу, - и отменен был уже объявленный ему приговор. Он возвратил себе благоволение Божие и получил прежнее здоровье. Один во рве, наполненном тиною, другой во рве львином, а третий даже внутри кита, призвав Бога, избегал всякого бедствия и получал небесную милость.

Говоря это, в то же время и убеждаю вас, - продолжает свт. Иоанн Златоуст, - чаще приходить в церковь и дома молиться уединенно во всякое свободное время с преклонением колен и воздеянием рук. Если же в какое-либо время или в каком-либо месте будете находиться среди других людей, тогда, чтобы не оставлять молитв, необходимо совершать их и призывать Бога таким образом, как я, по любви своей, сказал вам. Не теряйте надежду, что и от такой молитвы вы приобретете не меньшую пользу и жизнь проведете в спокойствии и получите царствие небесное"18.

Вспомним еще прекрасное христианское правило, данное Владимиром Мономахом детям своим относительно внутренней молитвы. "Дети мои, - говорил он, - в пути на коне, не имея дела, вместо суетных мыслей читайте наизусть молитвы или повторяйте хотя бы самую краткую, но лучшую: "Господи, помилуй!"

Итак, мы видим, что иногда молитва внутренняя не сопровождается внешней молитвой, то есть внешними знаками благоговения. Однако внешняя молитва не может быть богоугодной сама по себе, без молитвы внутренней, ибо, как мы показали выше, она является всего лишь внешним выражением внутренней молитвы. Без возношения ума и сердца к Господу, без страха Божия и должной веры в Него внешние движения, изображающие молитвенное действие, являются лицемерием и не только не угодны Богу, но и прогневляют Его. О такой погрешительной молитве мы отчасти упомянули в первой беседе. Здесь же еще добавим, что устное внешнее чтение молитвы без внутреннего молитвенного устроения, без участия в молитве ума и сердца, является грехом празднословия и упоминания имени Божия всуе.

Кто будет таким образом готовиться к молитве, особенно в уединении, в ночной час или ранним утром, тот непременно исполнится страха Божия и сокрушится сердцем.

Если же так черство у кого-нибудь сердце, что и этим размышлением не смягчается, тогда можно класть усердные поклоны и читать псалмы, которые возбуждают в сердце страх Божий, например, псалмы 5, 10, 35, 36, 49, 50, 93, и особенно псалом 140. Если и это не поможет, надо изменить жизнь свою: помириться со всеми, всех простить, попросить прощения у тех, кого обидели, и очистить совесть свою, исправив все, в чем она обличает. Надо во всем стараться быть воздержаннее, особенно сдерживать язык свой, больше молчать и чаще помышлять о вечности, смерти и будущем наказании для грешников; читать жития святых, главным образом преподобных отцов, которые стяжали дар молитвы, Св. Писание и духовную литературу, попытаться вникнуть в смысл молитвословий. Если же чувство страха Божия все же не приходит, не надо отчаиваться, не надо и оставлять молитву, но каждый раз должным образом стараться приготовиться к ней и молиться внимательно. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 7 - 8). Аминь.

18. Беседа об Анне, матери пророка Самуила.