Луч умного солнца. Беседы о молитве

Господи, что ся умножиша стужающии ми? - так вопиет к Богу молящийся при виде множества врагов своего спасения и успокаивает себя твердой надеждой на помощь небесную: Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое (Пс. 3, стихи 2, 9).

Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене, - молится трепещущий перед правдой Божией грешник, чувствуя свою виновность и сознавая, что нет и не может быть ни исцеления, ни покоя телу, отягощенному бременем беззаконий. И поскольку никто не утешит оплакивающего грехи свои, кроме Христа Бога нашего, то и вопиет он к Спасителю: Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего (Пс. 37, стихи 2 и 22 - 23).

Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю! Так благочестивая душа изъявляет пламенное стремление свое к Богу: она всегда помышляет о Нем, воспоминает о Нем на постели своей, обращается к Нему с молитвой ранним утром, сравнивает себя с жаждущим в пустыни, для которого так отрадна молитва к Богу; с птенцом, который находит безопасность под кровом крыл Его; с младенцем, приникшим к матери своей, которая нежно обнимет и поддержит его своей рукой (Пс. 62).

Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Познавший свое окаянство видит ту бездну, которая готова поглотить его, потому и взывает к своему Спасителю: Да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему (Пс. 87, 2 - 3).

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя, имя Святое Его. Когда сердце кающегося ощутит утешение благодати, - он в святом восторге благословляет Господа, очищающего все наши беззакония, исцеляющего все наши недуги, избавляющего жизнь нашу от истления. Испытав на себе и увидев, что благий Промысл Божий непрестанно заботится обо всех своих созданиях, он и сам благословляет Господа и желает, чтобы все живое всегда и на всяком месте благословляло владычество Его (Пс. 102).

Кто может похвалиться своей непорочностью? Поэтому помилованный и примиренный с Богом грешник все еще чувствует свое недостоинство перед Всесвятейшим, и потому молится: Господи, услыши молитву мою! И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Враг не оставляет нас никогда; но мы с надеждою воздеваем руки наши к Богу, жаждем Его, как земля безводная дождя, и молимся - да покажет нам путь Свой, да научит творить волю Свою, и Духом Благим да наставит нас на правый путь (Пс. 142).

На утрени также по Уставу читаются и другие псалмы. Мы уже много говорили о великой силе и значении псалмов для молитвенного устроения христианина; при чтении в храме они еще сильнее воздействуют на душу и сердце.

Затем читается канон, посвященный святому или празднику дня. Молитвы канона всегда очень назидательны, и их следует слушать особенно внимательно.

После канона на великом славословии священник, восклицая: "Слава Тебе, Показавшему нам свет", - благодарит со всей Церковью Бога как за свет, воссиявший нам по окончании ночи, так и за свет веры, просветивший нас, подобно солнцу, и соделавший нас сынами света и дня (1 Фес. 5, 5).

Вообще все утреннее богослужение символизирует зарю христианства после мрака тени смертной (Иов. 10, 22) и имеет своей целью прославление имени Божия и просвещение нас светом от лица Божия, чтобы направились стопы наши к деланию Божественных заповедей (молитва 1-го часа).

После утрени душа, окрыленная сладостью слов Божиих, бывает легка, добра и способна к делам самым важным, благим и полезным. Никогда так не прочитаешь, так не подумаешь, так не скажешь, так не напишешь, так не посоветуешь, так ничем не распорядишься, как это бывает после утрени, когда в душе отражается сладость церковного чтения и пения и когда суета мирская еще не вытеснила из нашей души той тишины и того света, которые наполняют нас на утреннем богослужении.

Но особенная роль утрени еще заключается и в том, чтобы подготовить молящихся к Божественной Литургии, которая является наиболее важным богослужением новозаветной Церкви, символизирующим полноту и совершенство спасения мира. Литургия торжественно воспоминает и живописует высочайшее таинство искупления и требует особого внимания и благоговения от предстоящих и молящихся. Приуготовляя молящихся к достойному участию в высокой и таинственной жертве всемирного искупления, Св. Церковь сравнивает их с Херувимами. Когда же приносится бескровная жертва Тела и Крови Господней, необходимо, чтобы всякая верующая душа предстояла со страхом и трепетом. В этот момент совершается высочайшее чудо всемогущей любви Божией: не огнь сходит с неба, как когда-то он сходил на жертвы ветхозаветные, а Сам Дух Святой нисходит и претворяет хлеб и вино в истинные Тело и Кровь нашего Спасителя. Здесь мы должны пасть на землю и воздать благоговейное поклонение Господу, вещественно присутствующему на Святом престоле! Вся Божественная Литургия сопровождается такими священными и знаменательными действиями, что разве одно только каменное сердце не умилится, не сокрушится и выйдет из храма Божия без особенных добрых чувств и без благоговейного расположения духа.

Счастлив, трижды счастлив тот, кто любит посещать храм Божий всегда, но особенно Божественную Литургию! Вечерня, утреня и Литургия, за некоторым исключением, совершаются каждый день в году. Кто хочет, тот может всегда быть в храме Божием при их совершении и молиться. Также в нашей Православной Церкви много праздников Господских, Богородичных и храмовых, когда служба совершается торжественнее и имеет некоторые особенности. Стыдно не прийти в храм и не помолиться Господу Богу, например, в день Благовещения, Рождества Христова, Крещения, Преображения, Пасхи, Вознесения, Пятидесятницы или Сошествия Святого Духа, Рождества Богоматери, Ее введения во храм, Ее честного Успения и в другие дни, особенно чтимые Св. Церковью. Для каждого прихода, сверх положенных Церковью важных праздников, особыми считаются и те праздники, в честь которых освящены храмы и престолы, например, в честь свт. Николая, Покрова Пресвятой Богородицы, св. Варвары Великомученицы, Рождества Иоанна Предтечи и подобные. Даже непростительно без особой причины прихожанину не помолиться Господу Богу в свой храмовый праздник и не попросить милости у того Святого, который является покровителем прихода, и Ангелу-Хранителю той церкви, чье имя она носит.

Кроме праздников есть немало и других случаев для обязательного посещения храма и молитвы в нем, прежде всего для участия в церковных Таинствах: Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения, Брака, Елеосвящения. Христианин должен быть свят во всем и всегда: дома и на работе, при начинании своих дел и при их окончании, в благополучии и бедствиях, в здравии, болезнях и самой смерти. Святая Церковь, со всей материнской заботливостью возводя чад своих к святости и христианской непорочности, преподает нам в разных случаях свое освящение посредством молитв. Есть у нее специальные молитвы на освящение не только храмов, но и домов наших, нив и пажитей, источников, воды, хлеба, пищи, плодов, стад, гумна и других потребностей жизни человеческой. Есть и молитвы, освящающие наши начинания и дела; есть молитвы в случае общественных бедствий: засухи, непогоды, мора и т. п. Молитва сопровождает христиан в последний путь, при переходе из мира сего в вечность. Во всех этих случаях моление Св. Церкви благотворно, трогательно и назидательно. Прибегать к Ее молитвам есть прямая обязанность христианина, всегда имеющего нужду в помощи и утешении Христовом.