Луч умного солнца. Беседы о молитве

Конечно, при необходимости можно молиться на всяком месте, ибо Бог всегда и везде услышит нас. Но общественные богослужения, совершаемые в храмах Божиих или в определенных святых местах, особенно в праздники, требуют от нас участия в них. И тот человек согрешил бы, который при благовесте в церкви Божией или во время какого-нибудь крестного хода или общественного моления, сказал бы, что он предпочитает молиться Богу дома. В таких словах, во-первых, обнаруживает себя дух гордости, противной Богу; во-вторых, духовное расслабление и леность; и, в-третьих, что самое важное, дух безверия и неповиновения Матери нашей Св. Христовой Церкви. А кто не будет на земле иметь Ее своею матерью, тот на небе не будет иметь Отцом своим Бога. Аминь.

БЕСЕДА 16. Что нужно для молитвы истинной и Богу приятной

Мы уже много говорили об этом в разных беседах, теперь же скажем и о том, что требуется от нас для того, чтобы наши молитвы были плодотворными, т. е. чтобы Милосердный Бог слышал наши молитвы и исполнял наши прошения.

Прежде всего для этого надо иметь истинную веру Божию. Сам Господь велит так молиться и говорит нам в святом Евангелии: Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: "поднимись и ввергнись в море", и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11, 23 - 26).

Итак, чтобы молитвы наши были для нас спасительными, надо иметь совершенную веру в Бога и совершенную любовь к ближним. Об этом говорится и в другом месте: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23 - 24). Под даром и жертвой понимается приносимая нами Богу молитва.

Как же нам научиться истинной живой вере и всепрощающей любви к ближним? Только через молитву, через усилие подняться над землей, приблизиться к Богу и сделаться духовными, ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном (Рим. 8, 5).

Истинная вера в Бога есть живая уверенность в Нем как Творце и Промыслителе всего видимого и невидимого, такая уверенность появляется только в сердце постоянно молящегося человека и постепенно крепнет и становится несомненной, благоговейной, всецелой и безусловной.

Итак, возлюбленные, если мы хотим помолиться по-христиански, душеспасительно и плодотворно, то должны всем сердцем и всей душой, с истинной верой обратиться к Отцу нашему Небесному. Мы должны открыть перед Ним душу, сердце и все помышления наши со всей детской простотой, со всей сыновней преданностью и надеждой. Он, Благостнейший, даст нам все. Он - Отец всех, Он любит нас и из любви к нам дал нам Единородного Сына Своего. Так неужели Он не даст нам и все потребное для временной жизни, когда уже дал нам с Единородным Сыном Своим и через Него жизнь вечную? Веруйте несомненно, возлюбленные, что даст, даст Господь нам все потребное для нас, только попросим с верою, именем Господа нашего Иисуса Христа, Сладчайшего Спасителя и Искупителя нашего. Аминь.

БЕСЕДА 17. О вере

Вся сила молитвы - от веры истинной. Без такой веры невозможно угодить Богу. Но кто нам даст такую веру, которая была бы угодна Богу? Господь вознаграждает ищущих Его (Евр. 11, 6). Но как искать, где? Увы, столько людей в мире блуждают в поисках истины и порой не находят ее или, думая, что нашли, страшно прельщаются и погибают.

Никто не приходит к Богу, кроме как через Господа нашего Иисуса Христа! Он есть свет, который пришел в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме (Ин. 12, 46). Он есть путь, и истина, и жизнь (Ин. 14, 6); Он силен обогатить нас богатством истинного разума и истинной веры; Он силен даровать нам вечную жизнь; от Него и святая вера наша происходит (Деян. 3, 16).

Итак, не имея совершенной веры, будем испрашивать ее у Милосердного Бога нашего Иисуса Христа. Мы имеем даже образец такой молитвы в св. Евангелии. Вспомним, что Господь сказал отцу бесноватого отрока: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: "Верую, Господи! Помоги моему неверию" (Мк. 9, 23-24). И Господь, конечно, помог ему!

Мы видим, что вера испрашивается сердечным сокрушением и слезами. Как же умилить и сокрушить свое сердце? Отвечая на этот трудный вопрос, вспомним замечание преподобного Кассиана Римлянина о том, что есть бесчисленные случаи, посредством которых, по благости Божией, можно истребить бесчувственность и разогнать тяжкий сон душ наших22.

Мы с вами уже говорили, как нужно подготовить себя к молитве для стяжания страха Божия, а здесь заметим следующее: надо глубоко задуматься над тем, что с нами происходило на путях нашей жизни, и увидеть, с одной стороны, - милосердие Божие к нам, Его благой Промысл о нас, а с другой, - наше собственное окаянство, неблагодарность, бесчувственность. Подумайте, что все, что было в нас доброго, - все от Бога: Он дает нам и дыхание, и силы, и возможности, Он укрепляет наш ум и тело, Он оберегает нас от зла и неизменно любит и щадит нас. Сколько Он терпит наших безобразий, беззаконий, ропота, неблагодарности, неверия. Подумайте, как мы поступаем с другими людьми и как Бог поступает с нами, и нам станет стыдно и горько. Как мы поступаем со своим Отцом, Создателем, Благодетелем! При этом мы должны поразиться своей бедностью, полной за-висимостью от Бога, почувствовать всю свою наготу и немощь. Как Бог вообще терпит нас! Насколько непостижимы для нас Его милосердие, любовь, благость.