Луч умного солнца. Беседы о молитве

Итак, возлюбленные, если мы хотим помолиться по-христиански, душеспасительно и плодотворно, то должны всем сердцем и всей душой, с истинной верой обратиться к Отцу нашему Небесному. Мы должны открыть перед Ним душу, сердце и все помышления наши со всей детской простотой, со всей сыновней преданностью и надеждой. Он, Благостнейший, даст нам все. Он - Отец всех, Он любит нас и из любви к нам дал нам Единородного Сына Своего. Так неужели Он не даст нам и все потребное для временной жизни, когда уже дал нам с Единородным Сыном Своим и через Него жизнь вечную? Веруйте несомненно, возлюбленные, что даст, даст Господь нам все потребное для нас, только попросим с верою, именем Господа нашего Иисуса Христа, Сладчайшего Спасителя и Искупителя нашего. Аминь.

БЕСЕДА 17. О вере

Вся сила молитвы - от веры истинной. Без такой веры невозможно угодить Богу. Но кто нам даст такую веру, которая была бы угодна Богу? Господь вознаграждает ищущих Его (Евр. 11, 6). Но как искать, где? Увы, столько людей в мире блуждают в поисках истины и порой не находят ее или, думая, что нашли, страшно прельщаются и погибают.

Никто не приходит к Богу, кроме как через Господа нашего Иисуса Христа! Он есть свет, который пришел в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме (Ин. 12, 46). Он есть путь, и истина, и жизнь (Ин. 14, 6); Он силен обогатить нас богатством истинного разума и истинной веры; Он силен даровать нам вечную жизнь; от Него и святая вера наша происходит (Деян. 3, 16).

Итак, не имея совершенной веры, будем испрашивать ее у Милосердного Бога нашего Иисуса Христа. Мы имеем даже образец такой молитвы в св. Евангелии. Вспомним, что Господь сказал отцу бесноватого отрока: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: "Верую, Господи! Помоги моему неверию" (Мк. 9, 23-24). И Господь, конечно, помог ему!

Мы видим, что вера испрашивается сердечным сокрушением и слезами. Как же умилить и сокрушить свое сердце? Отвечая на этот трудный вопрос, вспомним замечание преподобного Кассиана Римлянина о том, что есть бесчисленные случаи, посредством которых, по благости Божией, можно истребить бесчувственность и разогнать тяжкий сон душ наших22.

Мы с вами уже говорили, как нужно подготовить себя к молитве для стяжания страха Божия, а здесь заметим следующее: надо глубоко задуматься над тем, что с нами происходило на путях нашей жизни, и увидеть, с одной стороны, - милосердие Божие к нам, Его благой Промысл о нас, а с другой, - наше собственное окаянство, неблагодарность, бесчувственность. Подумайте, что все, что было в нас доброго, - все от Бога: Он дает нам и дыхание, и силы, и возможности, Он укрепляет наш ум и тело, Он оберегает нас от зла и неизменно любит и щадит нас. Сколько Он терпит наших безобразий, беззаконий, ропота, неблагодарности, неверия. Подумайте, как мы поступаем с другими людьми и как Бог поступает с нами, и нам станет стыдно и горько. Как мы поступаем со своим Отцом, Создателем, Благодетелем! При этом мы должны поразиться своей бедностью, полной за-висимостью от Бога, почувствовать всю свою наготу и немощь. Как Бог вообще терпит нас! Насколько непостижимы для нас Его милосердие, любовь, благость.

Пребывая достаточно долго в таких чувствах и размышлениях, надо стремиться остаться в уединении и тишине, наедине с сердцем своим и с молитвой, никого и ничего не видеть и не слышать, и ожидать благоговейно и смиренно посещения Божия, то есть сердечного умиления и сокрушения. Когда все мирское, суетное умолкнет в человеке, тогда сердце будет согреваться и наполняться любовью к Богу. Если молитва не нарушается никаким сомнением, лишающим нас уверенности в исполнении прошения, то мы скоро почувствуем, что уже во время самого нашего молитвословия приобрели то, о чем просили. Никогда мы не должны сомневаться, что молитвы наши действительно услышаны Богом. И всегда надо помнить, что для Бога нет ничего тайного, от Него ничего никогда не утаится и не скроется.

Правда, иногда говорят, что такая-то молитва или молитва такого-то не была услышана. Это говорят в том смысле, что она не была исполнена, что Господь не даровал просимого. Милосердный, но вместе с тем и Праведный Господь, знает для нас полезное и поэтому не всегда подает просимое. Надо не только учиться вере в Господа, но и учиться верить Самому Господу: если Он не посылает просимого, значит действительно оно нам не полезно. Бывают и другие случаи, когда Господь дает просимое, но не сразу, подавая нам, помимо просимого, и повод к терпению и смирению. Так Он поступил с хананеянкой, ставшей для всех образцом непоколебимой веры, терпения и смирения, - Сам Господь похвалил ее веру. Дерзай, бедная и грешная душа, даже осознавая свое недостоинство, с твердым упованием приближайся к своему Господу, молись Ему и взывай, как жена хананейская: "Господи, помоги мне!" Пример хананеянки (Мф. 15, 22 - 28) показывает нам, что истинной вере свойственна неотступность в молитве, непоколебимая надежда на благость Божию и Его бесконечное милосердие!

Христианин, начинающий молиться Богу! Взывай из глубины души к Сладчайшему Спасителю всех Иисусу Христу, да дарует Он сердцу твоему святую веру, да коснется тебя благодать Его, да просветит тьму твою чудный свет Его. Взывай постоянно и с твердой надеждой на Его милосердие. Перекрестясь и повергнувшись на землю, смиренно и благоговейно, всею крепостью души проси

Господа так: Верую, Господи, помоги моему неверию! Проси, и Он, Всеблагой, даст тебе веру, как некогда Он дал веру возлюбленным ученикам Своим. Проси, да поможет твоему неверию, как некогда Он помог отцу бесноватого; проси с уверенностью, зная, что Господь близ тебя; проси, беседуя с Ним наедине, во глубине души своей, обливая ложе свое слезами сокрушенного сердца. Проси так, чтобы один Сердцеведец знал твое прошение; проси, предаваясь во всем святой воле Божией; проси пламенно, неотступно, ни в чем на себя не полагаясь; проси, наконец, так, как Сам Господь Бог научит тебя и поможет тебе просить! Аминь.

22. Собеседования египетских подвижников. Аввы Исаака о молитве. Гл. 35.

БЕСЕДА 18. О призывании сладчайшего имени Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Бог наш, хотя Троичен в Лицах - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, но един по Существу: как Бог Отец Всемогущ, Всеправеден и Всеблаг, так равно Всемогущ, Всеправеден и Всеблаг Бог Сын и Бог Дух Святой. По такому единосущию все Лица Пресвятой Троицы равно участвуют в деле нашего освящения. Поэтому когда Православная Церковь заповедует нам молиться Богу, то это значит молиться всей Пресвятой Троице - Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому.