Луч умного солнца. Беседы о молитве

Пребывая достаточно долго в таких чувствах и размышлениях, надо стремиться остаться в уединении и тишине, наедине с сердцем своим и с молитвой, никого и ничего не видеть и не слышать, и ожидать благоговейно и смиренно посещения Божия, то есть сердечного умиления и сокрушения. Когда все мирское, суетное умолкнет в человеке, тогда сердце будет согреваться и наполняться любовью к Богу. Если молитва не нарушается никаким сомнением, лишающим нас уверенности в исполнении прошения, то мы скоро почувствуем, что уже во время самого нашего молитвословия приобрели то, о чем просили. Никогда мы не должны сомневаться, что молитвы наши действительно услышаны Богом. И всегда надо помнить, что для Бога нет ничего тайного, от Него ничего никогда не утаится и не скроется.

Правда, иногда говорят, что такая-то молитва или молитва такого-то не была услышана. Это говорят в том смысле, что она не была исполнена, что Господь не даровал просимого. Милосердный, но вместе с тем и Праведный Господь, знает для нас полезное и поэтому не всегда подает просимое. Надо не только учиться вере в Господа, но и учиться верить Самому Господу: если Он не посылает просимого, значит действительно оно нам не полезно. Бывают и другие случаи, когда Господь дает просимое, но не сразу, подавая нам, помимо просимого, и повод к терпению и смирению. Так Он поступил с хананеянкой, ставшей для всех образцом непоколебимой веры, терпения и смирения, - Сам Господь похвалил ее веру. Дерзай, бедная и грешная душа, даже осознавая свое недостоинство, с твердым упованием приближайся к своему Господу, молись Ему и взывай, как жена хананейская: "Господи, помоги мне!" Пример хананеянки (Мф. 15, 22 - 28) показывает нам, что истинной вере свойственна неотступность в молитве, непоколебимая надежда на благость Божию и Его бесконечное милосердие!

Христианин, начинающий молиться Богу! Взывай из глубины души к Сладчайшему Спасителю всех Иисусу Христу, да дарует Он сердцу твоему святую веру, да коснется тебя благодать Его, да просветит тьму твою чудный свет Его. Взывай постоянно и с твердой надеждой на Его милосердие. Перекрестясь и повергнувшись на землю, смиренно и благоговейно, всею крепостью души проси

Господа так: Верую, Господи, помоги моему неверию! Проси, и Он, Всеблагой, даст тебе веру, как некогда Он дал веру возлюбленным ученикам Своим. Проси, да поможет твоему неверию, как некогда Он помог отцу бесноватого; проси с уверенностью, зная, что Господь близ тебя; проси, беседуя с Ним наедине, во глубине души своей, обливая ложе свое слезами сокрушенного сердца. Проси так, чтобы один Сердцеведец знал твое прошение; проси, предаваясь во всем святой воле Божией; проси пламенно, неотступно, ни в чем на себя не полагаясь; проси, наконец, так, как Сам Господь Бог научит тебя и поможет тебе просить! Аминь.

22. Собеседования египетских подвижников. Аввы Исаака о молитве. Гл. 35.

БЕСЕДА 18. О призывании сладчайшего имени Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Бог наш, хотя Троичен в Лицах - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, но един по Существу: как Бог Отец Всемогущ, Всеправеден и Всеблаг, так равно Всемогущ, Всеправеден и Всеблаг Бог Сын и Бог Дух Святой. По такому единосущию все Лица Пресвятой Троицы равно участвуют в деле нашего освящения. Поэтому когда Православная Церковь заповедует нам молиться Богу, то это значит молиться всей Пресвятой Троице - Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому.

Но поскольку дело спасения нашего совершил Иисус Христос заслугами Своими, а по Вознесении Своем Он ниспослал Всесвятого Духа, Который действует в Церкви, Ею управляет и живит Ее, то молиться Господу Богу должно через Духа Святого во имя Иисуса Христа.

Святая Церковь все молитвословия и богослужения обыкновенно начинает призыванием Святого Духа: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины...", потом испрашивает всех даров от Бога Отца именем Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому имя Господа нашего Иисуса Христа пресладко для всей Церкви, страшно врагу нашего спасения, утешительно небесам, благоприятно Отцу Небесному. Святые наставники и учители Православной Церкви заповедуют непрестанно пребывать в молитве именем Господа Иисуса, чтобы сердце обняло Господа и Господь - сердце, и чтобы были они едины. Нельзя отвлекать от Бога сердца своего, надо хранить в нем всегда память о Господе нашем Иисусе Христе, пока внутри, в сердце, не утвердится имя Господне, и ни о чем другом не думать, как только о том, чтобы вселился в нас Христос. Так учил свт. Иоанн Златоуст23.

О молитве непрестанной и о молитве Иисусовой мы уже говорили в одной из прошлых бесед. Сейчас же обратим внимание на следующее: хотя мы и не дерзаем приступать к умному деланию, но по мере сил своих и мы должны при случае проговаривать Иисусову молитву про себя и тщательно обдумывать ее слова. То, что мы пока не готовы приступить к подвигу молитвы Иисусовой, вовсе не означает, что она нам не нужна. Наоборот, мы должны стремиться к тому, чтобы взойти когда-нибудь на такую ступень, когда Бог благословит и нас творить эту молитву. Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте (Ин. 14, 1).

Молитва Иисусова есть утверждение веры в Пресвятую Троицу, ибо где вера в Сына Божия, там и вера в Бога Отца, и где помилование и спасение грешников, там и Дух Святой, подающий им спасительную благодать.

Молитва Иисусова поможет нам всегда помышлять о том, что сделал для нас Бог и Господь наш Иисус Христос. Он наш Господь, но умер ради нашего спасения позорной и мучительной смертью. И мы должны все претерпеть ради Него и, прежде всего, не жалеть себя для исполнения заповедей Его. Он, Владыка, умыл ноги Своим ученикам, и мы должны, подражая Ему, служить ближним со всем смирением и любовью. Он, и вознесшись на небеса, продолжает служить нашему спасению, слушая и исполняя наши молитвы, и мы должны служить Ему всей жизнью нашей, взяв крест самоотвержения и последуя за Ним.

Молитва Иисусова поможет нам всегда помнить о своей немощи, греховности и окаянстве - и уклоняться от греха, от всякого зла и искушения. Как же иначе мы можем просить об избавлении, если сами будем любить грех и подвергать себя бесчисленным искушениям?

Молитва Иисусова поможет нам быть милостивыми к ближним, прощать обиды, терпеть несправедливости, не осуждать никого. Ведь если просим для себя помилования, значит, и других должны миловать.