Луч умного солнца. Беседы о молитве

Наконец, как мы уже говорили, одним именем Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа, с верою призываемым, всего можно испросить у Бога! Будем же с верою призывать имя Господа Иисуса, нимало не сомневаясь. Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак. 1, 6 - 8). Для верующего нет ничего невозможного. Вера в сердце человеческом есть высочайший дар Божий. Вера в Господа нашего Иисуса Христа всемощна, она способна творить чудеса. Но все дело в твердой уверенности. Сказано: Если скажет и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его (Мк. 11, 23), - значит, вся сила веры в несомненности.

Кто будет просить и в сердце своем помыслит: может, получу, а может, и не получу, - тот никогда не получит; а кто будет просить с такою уверенностью, что он непременно получит, - тот и получит законно просимое. Следовательно, надо просить так, как если бы просимое мы уже видели в руках Всещедрого Бога; надо просить так, чтобы оно уже подавалось нам и мы уже получали его. Надо просить твердо, несомненно, с убеждением, что Бог даст нам просимое, - и получим. Чудная сила веры! Лишь бы сердце наше не двоилось, лишь бы не вкралось в нас сомнение. А верующему Господа нашего Иисуса Христа все возможно! Аминь.

23. Добротолюбие. Том 2. Гл. 21.

БЕСЕДА 19. О ЛЮБВИ

В злую и нечистую душу не входит небесная мудрость, Христова благодать и Божия сила. Следовательно, в сердце нашем до тех пор не утвердится Божественная, спасительная сила веры и дух молитвы, пока оно не сделается к тому способным. Что же нужно со стороны молящегося для того, чтобы сердце его способно было принять в себя веру Христову и дар молитвы?

Нужно взыскать спасения, то есть прощения Богом всех грехов наших. Без такого прощения сердце наше никогда не сможет быть чистым и способным к принятию благодати Христовой. Сказано: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр. 12, 14). Наша святость, то есть прощение грехов наших, основывается на любви и прощении нами братьев наших. Нам будет прощено тогда, когда и мы будем прощать; и напротив, нам никогда не простится, если мы не будем прощать других. Следовательно, главное условие для того, чтобы получить прощение от Бога в грехах своих и спасение, чтобы очистить сердце свое и соделать его храмом, достойным вместить в себя высочайший дар Божий - живую веру в Него, - главное условие для всего этого состоит в любви к ближним и нашей незлопамятности.

Все вышесказанное основано на словах Господа нашего Иисуса Христа, о которых мы говорили в одной из прошлых бесед, но повторим их ввиду их великой важности: И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11, 25 - 26). Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23 - 24).

Имейте усердную любовь друг ко другу, - учит нас и апостол, - потому что любовь покрывает множество грехов (1 Пет. 4, 8). Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона (Рим. 13, 10). Любовь - одно из непостижимых свойств Божиих, и поэтому ею наша душа очищается, просвещается, расширяется и делается способной принять и вместить в себя Любовь высочайшую - Самого Бога - со всеми дарами Его благодати. А памятозлобие и вражда, напротив, произошли от диавола; ими омрачается ум, сжимается сердце и стесняется дух наш, ими мы отдаляемся от всякого добра, от всякой добродетели и лишаемся любви.

Итак, возлюбленные о Господе, во всякое время, особенно приступая к молитве, не имейте никакой вражды и гнева, но со всеми имейте мир и любовь. Мир и любовь от Бога, а гнев и вражда от диавола. Как же мы со свойствами, враждебными

Богу, смеем приступить к Нему, смеем просить Его милости и благодати? Не заслужим ли вместо милости Его гнев, и притом - праведный? Вдумайтесь: все, что от нас требуется для нашего спасения, - это прощение обид, дело для нас посильное. Лишь за одно прощение обещается нам великое вознаграждение выше всякой нашей заслуги - прощение всех грехов наших. Если будем гневаться и враждовать, не будем знать покоя и радости, а если простим, то сердце наше сделается способным к принятию даров благодати Божией, мы обретем в душе мир небесный и духовную радость. Неужели мы будем так злы к себе же самим, что пожертвуем великим даром и собственным счастьем - и ради чего?

О, задумайтесь, задумайтесь, вы, которые не хотите простить ближнему: единственная причина, по которой человек не хочет простить ближнего - это злоба и ненависть по отношению к нему, что является тяжким грехом. Может ли такой злой грешник ожидать для себя благости и милосердия от Бога, если, уподобляясь демону, ненавидит Его любимое создание, Его любимое чадо - человека. Какой дар от Его щедрот ниспошлется нам, немилостивым, какой свет от Его святости прольется в нашу темную душу?

Нет, нет, возлюбленный, с гневом и враждой и не начинай молиться; молитва твоя не будет тихим излиянием души твоей пред Богом. Ты более похулишь имя Божие, заслужишь Его гнев и наказание. Да и как скажешь: И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим? Неужели будешь лгать Богу? Неужели скажешь: не оставь, как и я не оставляю? Об этом страшно и подумать. Ты оскорблен? Твое самолюбие уязвлено? Смирись в сердце своем, подумай, что не без воли Божией с тобой это произошло; еще смирись и подумай, может быть, ты действительно виноват; если в этот раз не был виноват, так значит, когда-то раньше в чем-нибудь подобном провинился и тогда не был обличен.

Осознай, наконец, что это искушение от врага, который хочет всегда и везде посеять вражду и ненависть - не будь его слугой или игрушкой в его руках, понуди себя простить от души и тем докажи, что ты Христов, а не вражий. Подумай, что оскорбивший тебя такой же немощный человек, как и ты, он по немощи своей так поступил с тобой, - мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать (Рим. 15, 1). Пожалей его, ведь и он мучается и страдает от того, что произошло, - помолись же за него и протяни ему руку помощи, то есть кроткое прощение обиды. Только так ты исправишь ближнего, если он согрешил; злоба же и вражда не способна к лечению этой раны.

Тогда только начинай молиться, когда в сердце твоем водворится мир и тишина. Тогда и душа твоя способна будет принять дар благодати и дух молитвы. Помни, что вражда и памятозлобие возмущают душу, а Бог есть Бог мира. Не бывать там делу Божию, где нет мира Христова и тишины сердечной. Если по какой-либо причине ты не можешь попросить прощения у того, на кого обижался, или объясниться с ним, - не смущайся, это не страшно: прости ему заочно, помирись с ним в сердце своем пред очами Всевидящего Бога. Нужно само дело, нужна любовь и благосердие, а внешнее исполнится и после, по молитве твоей Господь все устроит. Даже лучше сначала простить в сердце, а потом и объясниться. Бог видит наше сердце и одно доброе расположение приемлет как жертву великую. Аминь.