Луч умного солнца. Беседы о молитве

БЕСЕДА 20. Что еще нужно для благоуспешной молитвы

Помимо истинной веры и христианской любви, для благоуспешности нашей молитвы нужно еще, чтобы она совершалась:

1) С предельной чистотой сердца. "Должно сперва самому себя очистить, а потом уже беседовать с Чистым", - говорит свт. Григорий Богослов24. Все мы более или менее грешны и повинны пред Богом, но Господь, по свидетельству Священного Писания, милостиво внимал молениям даже грешников, когда они молились, пребывая в покаянии и сердечном сокрушении. Вспомним, например, молитву Манассии, мытаря, разбойника, и других, подобных им. Следовательно, для благоуспешности молитв, от нас, грешных, приносимых, нужно, по крайней мере, сознание своей виновности перед Богом, решительное намерение или даже обет исправить свою жизнь, слезы и сокрушение сердечное о том, что мы прогневляем Бога и недостойно служим Ему.

Святитель Иоанн Златоуст говорит так: "Подобает молиться незамаранному сквернами. Что же, скажешь, если впаду в согрешение? Очисти себя. Как? Плачь, стенай, подай милостыню, примирись с тем, кого обидел, очисти язык, чтобы более не прогневлять Бога"25. Здесь же надо добавить, что осуждение ближних, которое многие и за грех не считают, в одно мгновение лишает нас плодов длительного покаяния и оскверняет наше сердце. Бойтесь этого греха, чтобы очистить свое сердце и научиться чистой молитве;

2) Молитва должна быть совершаема со смирением христианским. Отец Небесный особенно призирает на смиренных рабов Своих (Ис. 66, 2). Молитва смиренного, по словам богомудрых, проникнет сквозь облака (Сир. 35, 17). Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5). Смиренная молитва мытаря даровала ему отпущение грехов и оправдание (Лк. 18, 10 - 14); за смиренную молитву сотник получил желаемую милость и похвалу от Господа (Мф. 8, 5 - 13). Не гордитесь, братья, ничем, если хотите помолиться свято и душеспасительно. От гордых Бог не примет молений и не исполнит их молитв;

3) Молитву надо совершать без тщеславия и лицемерия. Надо молиться не перед людьми, но перед Богом, и твердо верить, что Отец наш Небесный видит наше сердце. По словам Спасителя, надо войти в комнату свою и затворить двери, дабы не явиться богомольцем перед людьми (Мф. 6, 6). Поэтому, по учению свт. Иоанна Златоуста, при молитве не должно быть ни вопля, ни лишних и неумеренных движений. Он говорит: "Многие худо поступают в том, что своими непристойными взываниями невольно привлекают на себя внимание и, таким образом, как своим положением, так и воплем делают себя смешными. Должно совершать молитву без лишних движений тела и непристойных взываний, но с благим и искренним расположением; не с шумом и звуком, не выказывая себя, но со всей кротостью, сокрушением сердца и непритворными слезами. Хотя бы ты и скорбел душою и не мог не вопиять, но даже и в сильной скорби приличнее и богоугоднее молиться и просить так, как я сказал"26;

4) Достоинство молитвы должно заключаться не в многословии, но в силе чувствований. "Не витийствуй в молитве твоей словами, - говорит один из святых мужей. - Отцу Небесному угодна бывает самая простая и бесхитростная немота детей. Не заботься также быть в ней многословным, дабы, приискивая слова, не рассеять самую мысль. Мытарь одним словом умилостивил Бога; и разбойник одним кратким речением, произнесенным с верою, испросил себе спасение"27.

Молитва самая краткая, но с чувством и от сердца произнесенная, гораздо благотворнее молитвы длинной, но без чувств и не от сердца произнесенной. Однако этим отнюдь не унижаются более пространные моления, как, например, наши общественные богослужения: вечерня, утреня и Литургия, или пение акафистов, молебнов и т. п. Здесь говорится о том, чтобы мы, молясь Богу наедине о своих нуждах, не заботились о красоте выражений, не рассуждали вслух или про себя, подбирая слова и как бы любуясь своим красноречием. Мысль и чувство, страх Божий - главное в молитве; при лишних же словах или заботе об их стройной форме мысль теряется и чувство уходит, вместо сердца начинает говорить рассудок, который более свойственен плотскому мудрованию, а не духовному.

Во время молитвы нечего витийствовать и нет нужды заботиться о том, как точнее выразиться или объяснить то, что нам нужно. Мы обращаемся к Богу, Который лучше нас знает, что нам нужно и что для нас полезно. Если же мы будем запоминать и усваивать молитвы из молитвослова или те, что читаются в храме, пусть даже и довольно пространные, но написанные святыми людьми, - это только поможет нам научиться правильно молиться о своих нуждах. В этих молитвословиях мысль не только не рассеивается, но еще более поддерживается стройным изложением и целенаправленной последовательностью.

Если мы будем внимательны во время службы и не позволим уму своему отвлекаться, но будем усердно молиться во всеми, проникаясь словами молитв, читаемых в храме, то сподобимся сердечного умиления, доброго чувства, которое рождается не вдруг, а постепенно, когда многими утешительными словами чтений и песнопений, многими теплыми, сердечными прошениями и воздыханиями, многими живыми примерами и сравнениями поражается память, воображение и наполняется весь ум читающего или слушающего богомольца;

5) Молитва бывает особенно благоплодна, когда она соединяется с постом и милостыней христианской. "Кто постится, - учит свт. Иоанн Златоуст, - тот становится легким и окрыляется, с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Кто молится и вместе постится, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра; таковой не дремлет, не многословит, не зевает, не расслабевает на молитве, что со многими бывает, но он быстрее огня и выше земли, поэтому особенно показывает себя врагом и ратоборцем против злых духов"28. Нет сильнее молитвы того, кто предстоит пред Богом с укрощенным чревом и с щедродательной рукой, ибо сказано: Милующий нищего, дает взаймы Богу, по даянию же его воздастся ему (Притч. 19, 17);

6) Самое главное для успеха молитвы - это молить Милосердного Бога, чтобы Сам Он научил нас истинной молитве: ибо Он дает молитву молящемуся. А мы сами даже и не знаем, ни о чем, ни как нам должно молиться; и если бы не ходатайствовал за нас Дух Святой, у нас не было бы истинной молитвы (Рим. 8, 26).

Братья христиане! Для успешной молитвы нужно проводить подлинную жизнь христианскую, которая одна только и показывает истинность нашей веры. Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "Идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 14 - 17). Аминь.

24. Слово 39.