Луч умного солнца. Беседы о молитве

Молитва самая краткая, но с чувством и от сердца произнесенная, гораздо благотворнее молитвы длинной, но без чувств и не от сердца произнесенной. Однако этим отнюдь не унижаются более пространные моления, как, например, наши общественные богослужения: вечерня, утреня и Литургия, или пение акафистов, молебнов и т. п. Здесь говорится о том, чтобы мы, молясь Богу наедине о своих нуждах, не заботились о красоте выражений, не рассуждали вслух или про себя, подбирая слова и как бы любуясь своим красноречием. Мысль и чувство, страх Божий - главное в молитве; при лишних же словах или заботе об их стройной форме мысль теряется и чувство уходит, вместо сердца начинает говорить рассудок, который более свойственен плотскому мудрованию, а не духовному.

Во время молитвы нечего витийствовать и нет нужды заботиться о том, как точнее выразиться или объяснить то, что нам нужно. Мы обращаемся к Богу, Который лучше нас знает, что нам нужно и что для нас полезно. Если же мы будем запоминать и усваивать молитвы из молитвослова или те, что читаются в храме, пусть даже и довольно пространные, но написанные святыми людьми, - это только поможет нам научиться правильно молиться о своих нуждах. В этих молитвословиях мысль не только не рассеивается, но еще более поддерживается стройным изложением и целенаправленной последовательностью.

Если мы будем внимательны во время службы и не позволим уму своему отвлекаться, но будем усердно молиться во всеми, проникаясь словами молитв, читаемых в храме, то сподобимся сердечного умиления, доброго чувства, которое рождается не вдруг, а постепенно, когда многими утешительными словами чтений и песнопений, многими теплыми, сердечными прошениями и воздыханиями, многими живыми примерами и сравнениями поражается память, воображение и наполняется весь ум читающего или слушающего богомольца;

5) Молитва бывает особенно благоплодна, когда она соединяется с постом и милостыней христианской. "Кто постится, - учит свт. Иоанн Златоуст, - тот становится легким и окрыляется, с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Кто молится и вместе постится, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра; таковой не дремлет, не многословит, не зевает, не расслабевает на молитве, что со многими бывает, но он быстрее огня и выше земли, поэтому особенно показывает себя врагом и ратоборцем против злых духов"28. Нет сильнее молитвы того, кто предстоит пред Богом с укрощенным чревом и с щедродательной рукой, ибо сказано: Милующий нищего, дает взаймы Богу, по даянию же его воздастся ему (Притч. 19, 17);

6) Самое главное для успеха молитвы - это молить Милосердного Бога, чтобы Сам Он научил нас истинной молитве: ибо Он дает молитву молящемуся. А мы сами даже и не знаем, ни о чем, ни как нам должно молиться; и если бы не ходатайствовал за нас Дух Святой, у нас не было бы истинной молитвы (Рим. 8, 26).

Братья христиане! Для успешной молитвы нужно проводить подлинную жизнь христианскую, которая одна только и показывает истинность нашей веры. Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: "Идите с миром, грейтесь и питайтесь", но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 14 - 17). Аминь.

24. Слово 39.

25. Беседа 19 на евангелиста Матфея.

26. Беседа 5 на евангелиста Матфея.

27. Лествица. Слово 28.

28. Беседа 57 на евангелиста Матфея.

БЕСЕДА 21. О призывании святых во время молитвы

Человек сам по себе слаб и немощен, а Бог для человека и Благ, и Многомилостив. Потому, кроме невидимого Своего руководства, Он, Всеблагой, дает человеку помощь через св. Своих угодников. Угодники Божии, принадлежа к Церкви Небесной и стоя на высших ступенях приближения к Богу, наши слабые и недостойные молитвы своими святыми молитвами подкрепляют, очищают и приносят их Богу. Милосердный Бог, приемля молитвы святых, как аромат благоуханный и жертву чистую, за их любовь и ходатайство о нас, грешных, за их святые молитвы, приемлет и наши молитвы и подает нам Свои милости через тех же святых, с верой и любовью нами призываемых.

Учение о призывании в молитве святых угодников Божиих есть самое древнее. Например, когда пророк Давид молился: Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших! - тогда он воспоминал святых праотцев в подкрепление своей молитвы (1 Пар. 29, 18). Подобным образом и наша Православная Церковь призывает Христа Бога нашего молитвами Пречистой Его Матери и всех святых.