Луч умного солнца. Беседы о молитве

Но кто лишен сей благодати, тот может молиться святым угодникам Христовым на всяком месте, верой и любовью призывая их на помощь. Они везде могут услышать нас и отовсюду, по данной им благодати, могут помогать нам. На море ли или на суше, в горах ли или в пустынях, в граде или весях - где бы мы ни были и откуда бы ни воззвали к ним о помощи, они, любвеобильные, всегда готовы даровать нам просимые блага. Очи их всегда призирают на нас, немощных, и уши их всегда отверсты к молитве нашей. Они братья наши, они друзья наши, они отцы и матери наши, они наши ходатаи и защитники.

Только надо молиться им пламенно, усердно и с обетом - в честь их сделать какое-нибудь святое и богоугодное дело. Можно, например, помочь бедному семейству, или пристроить сироту несчастную, или отказаться от какой-либо вредной страсти: пьянства, рассеянности, воровства и подобного; или стать усерднее к делу Божию: каждый воскресный и праздничный день ходить в Церковь, или во Святую Четыредесятницу прочесть Евангелие и т. п. Такими и подобными обетами наши молитвы делаются плодотворными. Только данный обет непременно должен быть исполнен: иначе мы перед лицом святых угодников Божиих окажемся лживыми, и тем прогневаем их любовь, и не удостоимся получить от них никакой помощи. Аминь.

29. Поучение тайноводственное пятое. Гл. 9.

30. Свт. Григорий Богослов. Первое обличительное слово на Иулиания.

31. См. молитву вторую преподобному отцу нашему Сергию.

БЕСЕДА 22. Что прежде всего должно просить у Бога

Мы уже упоминали о том, что некоторые молитвы не бывают услышаны в том смысле, что молящийся не получает просимого. Отчего это происходит? Оттого, что часто люди, еще не отрешившиеся от плотского мудрования, не понимая своей пользы и насущных потребностей, часто просят не то, что должно просить, или просят по прихоти, а не ради своего вечного спасения. Святой ап. Иаков учил об этом: Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 3 - 4).

Душа наша важнее тела, а вечность дороже временной жизни. Душа бессмертна, а тело тленно. Во времени жить будем недолго, а в вечности житие наше будет бесконечное. Следовательно, сам разум внушает прежде всего просить благ духовных, а потом уже и телесных.

Самое высшее духовное благо есть царствие Божие, его-то и должно просить у Бога прежде и больше всего на свете. Это будет сообразно с потребностью нашей души и с волей Господа нашего Иисуса Христа, Который именно так и сказал: Ищите же прежде царства Божия и правды его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).

Что же такое царствие Божие? По учению св. апостола, оно есть правда, мир и радость о Духе Святом (Рим. 14, 17). Правда или оправдание подается нам смертью и воскресением Христа. Мир водворяется в душе нашей, когда совесть наша не мучит нас, когда плоть не восстает против духа, когда в нас господствует не страсть низкая и закон греховный, а нравственность чистая, сообразная с законами Божественными. Радость проливается во все существо наше, когда не только настоящее, но и будущее, по вере и надежде нашей на Бога и Его милосердие, веселит и питает нас надеждой на лучшую блаженнейшую жизнь.

Видите, возлюбленные, что царствие Божие, то есть оправдание нас заслугами Христовыми, Его мир и Его Божественная радость есть первое и высочайшее благо. Оно дорого для вечности, оно должно быть единственно вожделенным и во временной жизни. Вся вечность на нем основана; и на земле оно прежде всего нужно тем, кто готовится к блаженной вечности. Возлюбленные! Молите, молите Милосердного Бога, да дарует Он, Благостнейший, всем нам царствие Свое, да прольет в души и сердца наши Свой мир, Свою радость, Свое оправдание. Непрестанно, усиленно и неотступно просите сего высочайшего блага.

Пока не будут у вас умиротворены и дух, и тело, сердце, желания и помышления; пока вы не будете чувствовать приближения благодати и силы Божией к вам; пока, наконец, вы ничего на свете так не пожелаете, как быть в общении с Богом и служить Ему от всего сердца, до тех пор вы не будете еще ничего иметь, хотя бы и многое имели из сокровищ земных: ибо вы не будете иметь царствия Христова. В таком случае молитесь усердно, лейте слезы и неотступно просите, чтобы даровал вам Отец Небесный великую Свою благодать - царствие Свое небесное; чтобы отверз ваши души и сердца для принятия Его даров благодатных. Велико и невообразимо само по себе то, что дарует Милосердный Господь сердцу человеческому: ощутить Его близость.

Ничего нет и не может быть сладостнее, утешительнее и успокоительнее для сердца человеческого, чем близость к нам благодати и силы Божией. Просите же именем Господа нашего Иисуса Христа, просите великой Его милости - царствия небесного! Скоро готов Он даровать нам Божественную благодать Свою и Свое царство. Для водворения царствия Своего в нас Господь наш Иисус Христос и приходил к нам, грешным. И теперь Он, Благостнейший, с нами всегда, чтобы царству Его водвориться и Ему царствовать в нас вечно. Аминь.

БЕСЕДА 23. О прошении влаг, нужных для жизни временной