Луч умного солнца. Беседы о молитве

Лицо первое и высочайшее, о ком мы должны молить и просить Бога, - это Святейший Патриарх: он - верховный покровитель Церкви и исповедуемой нами православной веры. Его вера и благочестие поддерживает, укрепляет и ободряет нашу веру и благочестие. Мы обязаны молиться за него, дабы почивал на нем Дух Божий, насаждающий и укореняющий на земле Церковь Христову.

Далее, нам следует молиться о тех, кто находится у власти, кто обеспечивает законность су-да, сохранность порядка и соблюдение законов. Мы обязаны молиться за них, чтобы Всевышний ниспослал им Духа страха Божия, Духа премудрости и разума, чтобы Господь сотворил их истинными ревнителями о православной вере и пользе всего Отечества; сотворил их честными, деятельными, мудрыми и благодетельными для всех и награждал бы их самих за труды о нас миром душевным, здравием телесным, долгоденствием и благоденствием.

Затем, мы должны молиться о защитниках нашего Отечества от врагов внешних и внутренних, мы обязаны просить Бога за них, чтобы Господь даровал им Дух совета и крепости.

Далее, мы должны молиться за наших благодетелей, о тех, кто заботится о благополучии нашем и делает для нас добро, и, прежде всего, о родителях и воспитателях наших, о пастырях и отцах духовных, о наставниках, начальниках и покровителях.

Любовь христианская обязывает нас молить Бога за всех людей, даже за врагов. Такова заповедь Господа нашего Иисуса Христа: Молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 44 - 45).

Обязанность христианская лежит на всех нас молиться не только о живых, но и об умерших, - отцах и братьях наших по вере, скончавшихся в надежде воскресения и жизни вечной. Молитесь за них здесь, на земле, а они будут за вас молиться там, на небесах. Поминайте их и раздавайте за душу их милостыню. Поминовение в Церкви Божией и милостыня за умерших - великое для них благодеяние.

Братья! Молитесь за всех: такова есть воля Божия; исполнив такую волю Божию, тихо и безмолвно поживем во всяком благочестии и чистоте. Аминь.

БЕСЕДА 26. Молитва должна выть постоянной и неотступной

Часто случается, что мы, прося от Бога себе известных благ и не достигая вдруг цели прошений, начинаем смущаться и ослабевать в молитве. Такое смущение и есть одна из первых причин, почему иногда милосердие Божие не внемлет нашим прошениям, нетвердым и непостоянным. Каждому из нас весьма необходимо знать, как постоянно и как неотступно должно просить Бога о ниспослании нам какого-либо блага и когда прекращать свои прошения.

Послушаем Самого Сладчайшего нашего Иисуса Христа, что именно Он сказал об этом предмете. Для большей ясности прочтем Его Божественные слова из Святого Евангелия. Святой евангелист Лука повествует, что Господь предложил некогда ученикам Своим притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был некоторый судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: "Защити меня от соперника моего". Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: "Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне". И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18, 1 - 8).

Для большей ясности поясним смысл этой притчи: Милосердный Бог всегда любвеобильнее самого добрейшего человека. Следовательно, достаточно было бы указать на судью праведного с тем заключением, что если человек слушает и выполняет прошения, то тем более Бог. Но Спаситель представляет судью жестокого и бесчеловечного, не имеющего ни совести, ни страха Божия, который удовлетворил прошение бедной вдовы только из-за ее неотступности. Итак, если настойчивая молитва и злую природу склоняет к состраданию и милосердию, то что же ей невозможно выпросить у Преблагого Отца Небесного, Который обильно дает нам все потребное к жизни временной и вечной. Ведь Господь создал нас, искупил нас и обещал нам царствие без всяких заслуг наших, по одной Своей неизъяснимой благости и непостижимой любви к роду человеческому!

Эту же мысль о том, что должно просить Бога неотступно, Сладчайший наш Спаситель объясняет и в другом месте. По просьбе одного из учеников, Иисус Христос, научив их молиться, сказал: Если кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: "Друг! Дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему"; а тот изнутри скажет ему в ответ: "Не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе". Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучитесь, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Лк. 11, 5 - 10).

Итак, должно просить постоянно и неотступно с надеждою на милосердие Божие. Должно просить до тех пор, пока не выпросим; должно просить не как-нибудь, перекрестясь и сказав: "Господи, помилуй меня, Господи, помоги мне", - как бы мимолетно, скоротечно и нетвердо. Должно просить не раз, не два и не три раза, но, если Богу угодно испытать нашу веру, должно просить несколько раз, полгода, год, целую жизнь. Да, так просили святые праотцы Иоаким и Анна и многие другие. Трудно, скажете, не получая, не ослабевать в надежде. Что делать? Действительно трудно! Но скоро выпрошенное меньше ценится и быстрее забывается, а Господь хочет, чтобы мы помнили Его дары, были Ему благодарны и имели в Него твердую веру и несомненную надежду до конца дней наших. Аминь.

БЕСЕДА 27. О терпении и самоотвержении