Луч умного солнца. Беседы о молитве

Милосердный Бог если и отказывает нам в просьбе, то не без особой причины. Если Он не исполняет, то есть как бы не слышит наши молитвы, надо разобраться: то ли мы просим, что сообразно с волей Божией, со счастьем ближнего и с нашим спасением? А если мы просим благ позволительных, но Бог не внемлет нашим прошениям? Тогда, наверно, не имеем должной в Него веры и любви к ближнему. Это непременно так! Поэтому Бог, не отвечая на наши моления, хочет тем самым вразумить нас, чтобы мы очистили свое сердце и просили бы усерднее. Но никогда не должно отчаиваться в получении от Него, Всещедрого, милостей, если прошения наши законны и мы просим с верой и любовью. Мы непременно получим, если будем просить, как должно. Только надо заметить, что молитва невозможна без особенного подвига. Надо учиться терпеть: без терпения ничего не достигнем.

Пути Божии для нас, слабых, непостижимы. Мы не можем знать, почему и с какой целью иногда Бог отлагает удовлетворение наших прошений. Иногда Праведный Бог и людям самым благочестивым отвечает не вдруг. Даже ап. Павел и тот три раза просил, чтобы отступил от него ангел сатаны, удручающий его плоть, но Господь ответил ему: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. Вразумившись этим, апостол научился благодушествовать в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа (2 Кор. 12, 7 - 10). Очевидно, что Господь подал ему для этого особенную благодать и таким образом ответил на его молитву. Великий пророк Даниил, желая достигнуть разумения, провел в посте и в сетовании три седмицы дней, и по прошествии трех недель явился к нему Ангел и сообщил ему откровение великой силы (Дан. 10, 1 - 13). Каковы были Авраам и Сарра, но и те ждали обетованного сына Исаака до самой глубокой старости.

Удивительно ли, если иногда наши слабые моления не сразу исполняются? Часто мы просим и не то, что нужно, и не так, как следует просить. Подчас мы хотим помолиться и в то же время спрашиваем, как долго будет продолжаться служба? Более часа помолиться для многих уже трудно. А чтобы несколько дней походить в церковь Божию; чтобы выслушать несколько вечерних, утренних Богослужений и Литургий; чтобы - для Христа - раньше встать и позже лечь; чтобы наложить на себя несколько добровольных постов и лишений; чтобы несколько раз сходить и поклониться мощам святых угодников - Киевских, Воронежского, и других, - это для многих, как они говорят, невозможно и выше их сил! Порой боимся и насмешек от неразумных! Боимся, что домашние наши не так нас поймут; да и чего только мы не боимся, зато не стыдимся с хладной душой предстоять Богу и святым Его!

Случалось видеть: в одной комнате идет молебен, а в другой - хозяин или хозяйка занимает гостей. Как можно оставить гостей? - Почтут за невнимание. Да, боимся укоризны за невнимание к подобным нам, а Творцу и Богу служим как-нибудь! Иногда прочтешь Святое Евангелие, и некому дать поцеловать Его; иногда кончатся моления, и некому дать облобызать Святого Креста. Что же за жизнь и сила в таких заочных молитвах: заказал молебен, подал записочку, и пусть за меня помолятся, - неужели таким образом возможно что-либо выпросить даже у человека порядочного?

Нет, нет, братья, если мы хотим молиться плодотворно и душеспасительно, то должны сами прийти на молебен, на службу в храм и молиться не как-нибудь наскоро, а неотступно и постоянно. Для успеха молитвы требуется подвиг. Сказано апостолом: Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением (Кол. 4, 2). Для успеха молитвы, кроме внешних жертв, требуется собственное самоотвержение. Надо просить и просить, чтобы слабые и нередко нечистые молитвы наши взошли к Святейшему Богу; надо искать и искать, чтобы обрести духовные блага; надо стучать и стучать, чтобы отверзлась дверь милосердия, нами же часто затворяемая!

Но дивно милосердие Божие к нам, грешным! Часто просим Бога, Отца нашего Небесного, и сами сознаем, что моление наше слабо и недостойно. Но при всем том Он, Благостнейший, слышит наши молитвы и, Своей любовью покрывая наши недостатки, как Отец сердобольный, подает просимое. Чего бы Ты, Господи, Всещедрый и Преблаженный, не даровал нам, если бы мы всегда просили Тебя с верой и любовью, с терпением и благодарением?! Аминь.

БЕСЕДА 28. О духовном Бодрствовании и трезвении во время молитвы

Молитва - это сильнейшее оружие против диавола и козней его. Род диавольский ничем так не побеждается, как молитвой и постом. Поэтому враг нашего спасения, сильно боясь молитв, всеми силами старается мешать нашим молитвам. Он действует на наше воображение образами, нас прельщающими или возмущающими; развлекает наши мысли предметами посторонними; наконец, через пресыщенную или же расслабленную плоть наводит на душу дремоту и духовное бессилие. Поэтому молящийся строго должен смотреть за собой и бодро отражать все козни вражьи.

Воображение - это такая способность в человеке, посредством которой внешние образы принимаются и передаются душе нашей. Чем совершеннее и нравственнее человек, тем сильнее и живее его воображение; а чем живее воображение, тем явственнее и поразительнее бывают образы, им принимаемые. С другой стороны, дьявол, как существо по происхождению своему высшее и духовное, может принимать разные образы или виды предметов внешних. Он не может непосредственно действовать на дух человеческий, но может действовать на него опосредованно, то есть через мир явлений, или мир внешний. Видя молящегося, он может принимать, если Бог попускает, разные образы, вредные для молящегося, и эти образы представляет воображению человека или для возбуждения какой-либо страсти, - например, страсти честолюбия, корыстолюбия и плотоугодия, - или для произведения мнимой радости, или мнимой скорби и страха. В жизнеописаниях святых такие случаи многочисленны. Сам Спаситель, молившийся в пустыне, был искушаем дьяволом. И апостол говорит нам: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1 Пет. 5, 8).

Но случаи, когда дьявол через образы и явления действует на человека, редко бывают с новоначальными. Обычно враг старается рассеять мысли человека, стоящего на молитве, возбуждая в нем совсем неуместные и ненужные воспоминания давно минувших дел, или заботу о нуждах повседневных, или опасение по поводу возможных и даже невозможных неприятностей. Из собственного опыта и из опыта других известно, что, когда человек молится - и молится, по-видимому, с хорошим расположением духа, - вдруг неизвестно почему, без всякой причинной связи, приходят такие мысли, которые возмущают душу и лишают ее внутреннего мира. В результате вся сладость молитвы исчезает, и мы с унынием оставляем молитву. А когда молиться перестаем, тогда как бы успокаиваемся. Такое состояние при начале молитвы наводит на нас какой-то мрак и даже скорбь, пока не поможет милосердие Божие устоять против вражьих наветов, имеющих цель истребить у нас расположение к молитве.

Такая рассеянность мыслей через воспоминания особенно свойственна людям мирским, следовательно, чтобы бороться с рассеянностью надо отвыкать от мирских привычек и привязанностей, быть более равнодушным к суетным увлечениям мира сего. Также свойственно слабой природе человеческой во время молитвы испытывать какую-то тяжесть, дремоту и сон духовный. Это часто бывает с нами и по самым разным причинам, начиная от пресыщения желудка и кончая повышенной температурой. Словно какой-то тяжестью придавливается душа наша к земле, не способна бывает возноситься к небу, не в состоянии заниматься духовным, созерцать Бога, беседовать со святыми Ангелами и святыми угодниками. Бывает, что молитва нам в тягость, поклонов класть мы не в состоянии; стоять бодро не можем; ищем места, где бы прислониться или обо что опереться.

Да, мы не Ангелы бестелесные, но люди, обложенные немощной плотью. Но что же делать? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна (Мф. 26, 41). Надо понуждать себя к молитве, а для этого взять для себя у духовного отца посильное правило и исполнять его во что бы то ни стало, ежедневно. Будем молиться, и незаметно плоть наша привыкнет к молитве и утруждению и будет более покорной духу. Царство небесное силою берется, и только употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Аминь.

БЕСЕДА 29. Как противодействовать врагу нашего спасения

Что предпринять для того, чтобы враг нашего спасения не действовал на наше воображение образами, нас возмущающими, на наши мысли - наветами и соблазнами, на наши немощи - дремотой и изнеможением?