Луч умного солнца. Беседы о молитве

БЕСЕДА 30. Когда молитва Бывает погрешительной

Бог не только не приемлет от нас погрешительной молитвы, но и наказывает за нее. Мы уже достаточно много говорили и об истинной, и о погрешительной молитве, но сейчас кратко повторим самое главное ввиду особенной важности предмета и для сугубого предостережения от греха.

Во-первых, погрешают те, кто молится без правильной и искренной веры в Бога и Господа нашего Иисуса Христа; ибо без веры угодить Богу невозможно, по учению св. ап. Павла (Евр. 11, 6), и по слову св. ап. Иакова, сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Бога (Иак. 1, 6 - 7).

Во-вторых, погрешают те, кто молится, находясь в ссоре, в злобе и вражде с кем-либо. Сам Спаситель сказал: Если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 15). Со злобой и враждой на ближнего и не думай молиться: такая молитва сильно прогневляет Бога, Который весь есть благость и любовь. Молитва, произносимая сердцем, не примирившимся с ближним, приятна одному врагу нашего спасения: ибо он - отец злобы, и все делаемое в злобе есть его приобретение.

В равной степени погрешают те, кто, призывая милосердие Божие и испрашивая благ для себя, сам бывает жестокосердным к прошениям бедных и не оказывает им помощи. Потому-то и сказано: Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить - ине будет услышан (Притч. 21, 13). Господь ожидает от него только молитвы покаяния в своей жестокости к тем, которые называются меньшей братией Христовой.

В-третьих, сильно погрешают те, кто молится самонадеянно и надменно, подобно фарисею из евангельской притчи, выставляя в молитве собственные заслуги, а другого в мыслях осуждая. Часто, часто мы молимся подобной молитвой, сами того не замечая. Напомним эти слова фарисея, чтобы нам не забываться и не проникаться подобными мыслями: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю (Лк. 18, 11 - 12). Такая молитва - гордая, опирающаяся на мнение о своей праведности, а не на веру в милосердие Божие, не только не оправдала фарисея, но еще и вменилась ему в грех, как богопротивная (Лк. 18, 14).

В-четвертых, сугубо погрешает тот, кто молится лицемерно, без должного благоговения и страха Божия, чтобы показать себя благочестивым перед людьми, в сущности, по сердцу и по внутреннему чувству, не являясь не только благочестивым, но даже хоть сколько-нибудь верующим. Разве верит в Бога тот, кто молится для того, чтобы его похвалили, и нисколько не боится Божия гнева. Господь гневно обличал фарисеев: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение (Мф. 23, 14).

В-пятых, как мы уже говорили, погрешают и те, кто молится без внимания и усердия, скороговоркой или рассеянно, произнося слова молитвы только языком, но душой и чувством пребывая в другом месте. Такая молитва подобна празднословию или пустому звону металла. О таких молитвенниках Господь сказал: Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня (Мф. 15, 7 - 9).

В-шестых, погрешают те, кто молится, нераскаянно пребывая в грехе, то есть, чувствуя укорения совести, не хочет оставить какого-либо конкретного греха, не просит в своих молитвах прощения у Господа, не обещает оставить свой грех и более к нему не возвращаться. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои, - говорит Бог. - Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите (Ис. 1, 15 - 18). И в другом месте говорит пророк Исаия: Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать (Ис. 59, 1 - 2).

Наконец, в-седьмых, погрешают те, кто приносит Богу молитву безрассудную, просит невозможного или бесполезного для нас, просит не с доброй целью, как говорит ап. Иаков: Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 3 - 4). Например, просить богатства для роскошной жизни, просить об отмщении врагам или даже о их гибели, вообще просить у Бога помощи для совершения греха - в высшей степени грешно и безрассудно. Аминь.

Думай и постоянно держи в памяти, что Бог есть твой Бог, Творец, Господь, Царь и Промыслитель; хотя и всех Он есть Бог и хотя всем равно повелевает уклониться от зла и творить благое, но принимай это повеление, как бы касающееся одного тебя. Тогда с помощью Его породится в тебе новое движение и новый дух; и чем чаще будешь поучаться в этом размышлении и поучении, тем день ото дня большее усердие почувствуешь внутри себя к богопочитанию и благочестию. Но везде нужна молитва: мы без Бога размышлять о Боге понадлежащему не можем.

Святитель Тихон Задонский

ПРИЛОЖЕНИЕ

Явление силы Божией Домашняя Беда. 1862 г.