Луч умного солнца. Беседы о молитве

В-пятых, как мы уже говорили, погрешают и те, кто молится без внимания и усердия, скороговоркой или рассеянно, произнося слова молитвы только языком, но душой и чувством пребывая в другом месте. Такая молитва подобна празднословию или пустому звону металла. О таких молитвенниках Господь сказал: Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня (Мф. 15, 7 - 9).

В-шестых, погрешают те, кто молится, нераскаянно пребывая в грехе, то есть, чувствуя укорения совести, не хочет оставить какого-либо конкретного греха, не просит в своих молитвах прощения у Господа, не обещает оставить свой грех и более к нему не возвращаться. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои, - говорит Бог. - Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите (Ис. 1, 15 - 18). И в другом месте говорит пророк Исаия: Беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать (Ис. 59, 1 - 2).

Наконец, в-седьмых, погрешают те, кто приносит Богу молитву безрассудную, просит невозможного или бесполезного для нас, просит не с доброй целью, как говорит ап. Иаков: Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 3 - 4). Например, просить богатства для роскошной жизни, просить об отмщении врагам или даже о их гибели, вообще просить у Бога помощи для совершения греха - в высшей степени грешно и безрассудно. Аминь.

Думай и постоянно держи в памяти, что Бог есть твой Бог, Творец, Господь, Царь и Промыслитель; хотя и всех Он есть Бог и хотя всем равно повелевает уклониться от зла и творить благое, но принимай это повеление, как бы касающееся одного тебя. Тогда с помощью Его породится в тебе новое движение и новый дух; и чем чаще будешь поучаться в этом размышлении и поучении, тем день ото дня большее усердие почувствуешь внутри себя к богопочитанию и благочестию. Но везде нужна молитва: мы без Бога размышлять о Боге понадлежащему не можем.

Святитель Тихон Задонский

ПРИЛОЖЕНИЕ

Явление силы Божией Домашняя Беда. 1862 г.

Лет двенадцать назад случилось в городе К. необыкновенное происшествие, которое, для славы Божией, я излагаю просто, без всяких прикрас и изменений.

Жена чиновника, молодая женщина К. М., от природы слабого здоровья, всегда после родов была так расслабленна и худа, что доктора предрекли ей - если она еще раз забеременеет и родит, то не перенесет этого и должна будет умереть. Но прошло немного времени, и она опять сделалась беременна. Бедная женщина очень переживала, боясь своего положения, и с великим страхом ожидала разрешения родов, как злополучного и неизбежного конца своей жизни. Еще более унывала и страдала она, когда видела перед собой трех прекрасных малюток, своих детей, которые должны были остаться сиротами. Она плакала без надежды отереть когда-нибудь горькие слезы.

В это время привезли в город чудотворную Калужскую икону Божией Матери. К.М. пошла в церковь (хотя она была лютеранка) и усердно со слезами молилась перед святым изображением Заступницы всех скорбящих, чтобы Она, единая наша надежда и Ходатаица перед Спасителем нашим, помогла ей удачно разрешиться от бремени. Женщина дала обещание, что если последует благополучное разрешение и она будет здорова, то примет православную веру. В удостоверение преданности и любви к Божией Матери она достала себе маленький образок чудотворной иконы и держала его у себя скрытно, не сказав об этом своему мужу, упрямому лютеранину.

Дав обещание принять православие, К. М. сделалась спокойнее, грусть ее уменьшилась, и она не с таким уже страхом ожидала рокового дня. Так протекло несколько месяцев, и наконец приблизилось время родов. К большому удивлению мужа и все знающих ее, она благополучно родила сына и стала поправляться, не чувствуя никаких особенно дурных последствий. В таком спокойном и безопасном состоянии она и не думала уже исполнить свое обещание Божией Матери - как вдруг, без всякой причины, занемогла, болезнь быстро усиливалась, она слегла в постель; лучший доктор Т. (немец) ее лечит, прописывает и дает лекарства, - не помогает; созывают консилиумы, на которые приглашают медиков Б. и Г. (тоже немцев), а больной все хуже и хуже; медики положительно сказали, что она должна умереть, что нет никакой надежды на выздоровление. В таком отчаянном положении вспомнила она свое обещание, зарыдала и говорит женщине, которая ходила за ее детьми: "Подай мне образ Божией Матери; он там спрятан, достань скорее и дай мне его". Та отыскала и принесла. Больная начала целовать его и обливать слезами; мужа не было дома, а когда он пришел, - больная настойчиво изъявила желание принять православную веру и стала просить его пригласить православного священника. Муж ужасно встревожился. "Ты с ума сошла, - говорил он ей, - я лютеранин, а ты хочешь быть другой веры, - это невозможно, нет, нет!" Умирающая плакала, умоляла, но упрямец не соглашался; он сказал об этом докторам и своим знакомым, которые все были лютеранами; те стали убеждать ее оставить безрассудное намерение и наконец решили, что она помешалась (это говорил мне сам муж ее). Между тем больная не переставала со слезами умолять его пригласить священника. Видя ее неотступное моление и горькие слезы, доктора посоветовали мужу позволить ей помазаться в православную веру, так как больная, как было видно по всему, не проживет и трех дней. "Все равно, - говорили они, - она умрет непременно, зачем же смотреть, как она плачет и убивается!" Муж согласился, в полном убеждении, что через два-три дня его жена будет лежать на столе. Пригласили всеми уважаемого протоиерея А.Б., который сперва наедине расспросил ее о поводе к ее обращению и о том, твердо ли она решилась принять православие и исполнять все постановления православной Церкви. Затем он научил ее главным догматам православной веры и на другой день помазал ее святым миром, после чего исповедал и причастил ее Святых Таин. Страдалица была так больна и слаба, что лежала неподвижно, не могла сама повернуться и приподняться на постели, несколько дней не принимала никакой пищи и не имела сна, но когда священник спросил, может ли она повторять за ним молитву: "Верую, Господи, и исповедую...", то больная сама приподнялась на постели и всю молитву за священником проговорила внятно и твердо. После причастия она заснула и спала довольно долго; а проснувшись, приняла немного пищи, пульс стал ровнее, и день ото дня она стала видимо поправляться и оживать. Удивленные доктора приписали это, конечно, счастливому кризису и объяснили по-своему такой исход болезни; муж же решительно возненавидел свою жену, и не проходило дня, чтобы он не устраивал самых возмутительных сцен в своей семье. Между тем больная вскоре совершенно выздоровела. Став православной не по одному лишь имени, она неопустительно ходила в церковь, соблюдала все посты, была кротка, смиренна и с терпением переносила суровое обращение своего мужа, который все более и более раздражался против нее и наконец прогнал ее от себя совсем; бедная должна была выехать в другую губернию к своему брату.

Такая жестокость и вопиющая несправедливость ее мужа, такое неверие к совершившемуся чуду и кощунство над Православием навлекли в конце концов на него праведный гнев Божий. Вскоре по отъезде жены, он занемог, помешался в уме и, по болезни, был уволен со службы. Замечательно в этом случае явление правосудия Божия: так как муж уверял всех, что "жена его сошла с ума" и при этом кощунствовал над православной верой, то Господь Бог отнял у него самого разум. Жена лишь только узнала об этом, немедленно возвратилась к нему, взяла его с собой в К. и там с истинно-христианской любовью и самоотвержением ухаживала за ним. Но он все более становился неспокойным и раздражительным, так что родные вынуждены были отвезти его в Москву и отдать в больницу, где он через полгода и умер.

Самовидец Х.

Исцеляющая сила молитвы