«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Довелось мне видеть подобных «экзорцистов» чаще всего уже в заштатном состоянии. Они были поруганы бесами, то есть сами стали одержимыми. Внешне эта одержимость проявлялась как психическое заболевание. Симптоматика у всех была разная. У одних — наблюдалось неадекватное восприятие действительности с необоснованными вспышками гнева, у других — навязчивые параноидальные мысли, у третьих — перемежающиеся маниакальные и депрессивные состояния с интермиссиями (состояниями облегчения между двумя приступами психоза) разной длительности.

Но и та «помощь», которую оказывают ныне здравствующие священники-экзорцисты, нередко весьма сомнительна. Неоднократно мне приходилось выслушивать жалобы страждущих, которым после посещения нескольких сеансов у этих экзорцистов становилось значительно хуже. Бесы, живущие в них, не только не выходили, а, наоборот, лишь приходили в ярость от прочитанных священником заклинаний. Словно пчелы, потревоженные в улье неопытным пчеловодом, они злобно набрасывались на своих «подопечных», и последнее для этих несчастных бывало хуже первого.

ТАК МОЖНО ЛИ «СНЯТЬ ПОРЧУ»?

Современные попытки изгнания демонов не увенчиваются успехом не только потому, что священники-экзорцисты не обладают духовной силой, иными словами — святостью, чтобы изгонять демонов. Есть и другая немаловажная причина. Действия экзорциста — не главное, а, так сказать, вспомогательное условие для освобождения человека от бесовской власти. Главное же — твердая решимость самого человека все силы своей души в остающиеся годы жизни направить на исполнение Заповедей Божиих и, конечно, на стяжание Святого Духа. Но именно такой-то решимости у одержимых демонами людей обычно не наблюдается. В этом, судя по всему, и заключается вторая причина, по которой бывают бесплодными попытки нынешних экзорцистов изгонять бесов из людей. Ведь если после изгнания нечистого духа душа человека не будет занята Духом Божиим, то произойдет худшее, о чем и говорил Христос в притче. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12, 43–45).

Но именно это второе и происходило бы в храмах, где совершается так называемая «отчитка», как в просторечии называют «молебное пение над страждущими от духов нечистых». Там собираются сотни одержимых демонами людей. Многие из них — совершенно далекие от Церкви люди. Их приводят в храм верующие родственники, отчаявшиеся в помощи врачей-психиатров. Другие — хотя номинально и веруют, но никогда еще не пытались жить по Заповедям Божиим, да и не желают утруждать себя ими в будущем. Изгнание демонов из них обернулось бы для этих людей еще большими страданиями в будущем.

Преподобный Варсануфий Великий предостерегал: «Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно»52.

На что же надеяться тем, чья жизнь подвержена порче их собственными грехами и досаждающими им демонами? На обещание Спасителя, который сказал, что «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21). Православная Церковь всегда следовала этим словам и учила, как надо поститься, молиться, исправлять свою жизнь, чтобы спастись. Для Бога нет ничего невозможного!

Ободрение и надежду могут почерпнуть страждущие от демонов в словах святителя Игнатия (Брянчанинова): «Поминайте в молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется... В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии... Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу»53.

Как видим, обстоятельства нашей жизни сами показывают, что в настоящее время, возможно, нет Божьего благословения на изгнание демонов из людей с помощью человека, то есть священника-экзорциста. Да и на основе своей священнической практики могу подтвердить, что только длительный путь покаяния и исправления своей жизни, совместно с церковными Таинствами Исповеди, Причащения, Соборования и другими, может привести страждущего к освобождению от демонов-оккупантов. Его духовный труд поста и молитвы, его добрые дела и паломничества к святыням нередко приводят либо к значительному уменьшению демонического воздействия на психику и физиологию человека, либо полностью освобождают его от этого влияния.

Итак, необходим личный духовный труд, а не «таблетка» от доктора: проглотил — и здоров, никаких трудов и собственных усилий! Однако нередко теперь бывает, что свою одержимость, «заработанную» греховной жизнью, людям приходится нести, как епитимию, необходимую для спасения души. И совершенно не имеет значения, каково происхождение этой одержимости: порча ли это, наведенная колдуном, или это — «благоприобретенная» одержимость, «заслуженная» множеством личных грехов самим человеком. Следует лишь помнить вышеприведенные слова святителя Игнатия и быть уверенным, что одержимость вовсе не означает того, что «порченый» человек непременно погибнет, что у него уже не остается надежды на спасение. Совсем нет. Если этот человек искренне уверует во Христа и начнет жить настоящей церковной жизнью, стараясь при этом не нарушать Заповеди Божии, то его одержимость будет ему вменена, как крест. И если он с терпением и упованием на Бога этот крест донесет до могилы, то непременно будет спасен, ибо так говорит Господь Бог: «…не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33, 11).

Приложение