«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
passion, he conjured himself not to sin — and again he was tormented... And what about deception? And God? And what about foul language and gossip?..
St. John Chrysostom rightly says that
«привычка имеет великую, очень великую силу: она
обращается даже в необходимость природы».
«Иной согрешает немного, — говорит преподобный
Дорофей, — а сколько времени он проводит потом, проливая кровь свою, пока исправит себя!» Именно — проливая кровь, ибо для того, чтобы вырвать из сердца
греховную привычку, должно понуждать себя до пота
кровавого, не жалея самой жизни своей.
И хорошо сказал авва Несторий: «Если кто увлекается страстию, то он будет рабом страсти». Скажут:
«Что же делать, чтобы избежать этого страшного
рабства? Ведь мы люди, а не Ангелы, мы слабы и немощны. Кто чист от скверны греховной, аще и един
день жития его будет на земли?»
«Убивай врагов, — поучает святитель Тихон, — пока они малы, чтоб, когда подрастут и укрепятся, не
убили тебя самого. Пусть они умирают, да живет душа твоя. Горе душе, которою завладеют сии супостаты — злые страсти и греховные привычки!» Они и за
гробом не дадут ей покоя. «Поверьте, братия, — увещевает преподобный Дорофей, — если у кого-нибудь
хотя одна страсть обратилась в навык, то он подлежит
муке. Орел, если весь будет вне сети, но запутается в
ней одним когтем, то чрез эту малость низлагается вся
сила его, ибо разве не может ловец схватить его, лишь
только захочет? Так и душа: если хотя одну только
страсть обратит себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает ее, ибо она находится в его руках по
причине той страсти».
Но как бороться со грехом, когда он стал уже привычкою? — А вот как учит о сем святитель Христов
Тихон: «Прежде всего, — говорит он, — неотменно
нужно познать свою греховную привычку, ибо она
ослепляет человека так, что он не видит своего погибельного состояния. Для сего читай или слушай Св.
Писание, смотри, как живут добрые люди, и сличай с
их жизнию свою жизнь и усердно моли Господа Иисуса