«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

passion, he conjured himself not to sin — and again he was tormented... And what about deception? And God? And what about foul language and gossip?..

St. John Chrysostom rightly says that

«привычка имеет великую, очень великую силу: она

обращается даже в необходимость природы».

«Иной согрешает немного, — говорит преподобный

Дорофей, — а сколько времени он проводит потом, проливая кровь свою, пока исправит себя!» Именно — проливая кровь, ибо для того, чтобы вырвать из сердца

греховную привычку, должно понуждать себя до пота

кровавого, не жалея самой жизни своей.

И хорошо сказал авва Несторий: «Если кто увлекается страстию, то он будет рабом страсти». Скажут:

«Что же делать, чтобы избежать этого страшного

рабства? Ведь мы люди, а не Ангелы, мы слабы и немощны. Кто чист от скверны греховной, аще и един

день жития его будет на земли?»

«Убивай врагов, — поучает святитель Тихон, — пока они малы, чтоб, когда подрастут и укрепятся, не

убили тебя самого. Пусть они умирают, да живет душа твоя. Горе душе, которою завладеют сии супостаты — злые страсти и греховные привычки!» Они и за

гробом не дадут ей покоя. «Поверьте, братия, — увещевает преподобный Дорофей, — если у кого-нибудь

хотя одна страсть обратилась в навык, то он подлежит

муке. Орел, если весь будет вне сети, но запутается в

ней одним когтем, то чрез эту малость низлагается вся

сила его, ибо разве не может ловец схватить его, лишь

только захочет? Так и душа: если хотя одну только

страсть обратит себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает ее, ибо она находится в его руках по

причине той страсти».

Но как бороться со грехом, когда он стал уже привычкою? — А вот как учит о сем святитель Христов

Тихон: «Прежде всего, — говорит он, — неотменно

нужно познать свою греховную привычку, ибо она

ослепляет человека так, что он не видит своего погибельного состояния. Для сего читай или слушай Св.

Писание, смотри, как живут добрые люди, и сличай с

их жизнию свою жизнь и усердно моли Господа Иисуса