«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

перед ними. Поэтому во всяких греховных искушениях старайся скорее заполнить Господом все тайники и глубины твоего сердечного вместилища, и тогда

враг, подойдя к нему, не найдет совершенно доступа и

уйдет, не причинив вреда тебе.

Враг грозит нам, пугает нас, страшит всякими опасностями, но все это – от бессилия над силой Божией, нас хранящей и не дающей нас в его полное беспощадное распоряжение, от которого мы погибли бы в одно

мгновение (из дневника инока).

Во всяком грехе, во всякой нехорошей мысли, чувстве, действии, поступке – помысли, что ты работаешь врагу, в угоду ему, и побойся этого рабства, этой измены

твоему Единому Владыке и Господу (из дневника инока).

Во всем разумей врага: в сытой пище, в сладостях, во всякой неумеренности, невоздержании, пресыщении, излишествах... Во всем этом участвует враг, одолевая твою волю и заставляя ее переходить пределы дозволенного и необходимого (из дневника

инока).

Некто из святых сказал, что другом греха делается

тело, которое боится искушений, чтобы не дойти ему

до крайности и не лишиться жизни своей.

ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ 62 ОБ ИСКУШЕНИЯХ 63

Когда придешь от искушений в уныние и пресытишься ими, скажи сам себе: «Снова вожделеваешь

ты нечистоты и срамной жизни» (преподобный Исаак

Сирин).

Преподобный Серафим Саровский учил, что каждый христианин, стремясь истинно служить Богу, неизбежно должен выдержать борьбу с искушениями разного рода, должен приготовиться к различным испытаниям, чтобы он легко мог переносить и

побеждать их, возрастать и укрепляться в духовной

жизни. Сам преподобный во время своей многострадальной, подвижнической жизни подвергался многим испытаниям.

Бывает искушение во сне от диавола, чтобы привести

человека в отчаяние, – к той мысли, что нет для него

более спасения (преподобный Варсонофий Великий).

Привыкайте взирать на каждого человека с тем, чтобы от него чему-нибудь духовному научиться... Иной

нас искушает рассеянностью, (а через это) учит постоянству. Иной искушает раздражением, оскорблением – учит любви. Иной – пустословием, празднословием – учит твердой внимательности к размышлению

о путях спасения.

Надо любить бесчестие за честь, хулу – за хвалу; обиду — за награждение, всякое искушение и злострадание — почитать за превосходнейшее воздаяние (старец Назарий Валаамский).

В трудных искушениях надо вопиять ко Господу:

«Буди воля Твоя! Помилуй, облегчи!» (святитель