«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Если будут приходить тебе греховные мысли, в ту же
минуту, не давая им усилиться, взгляни на небо, представь глазам своим Распятого на Кресте Спасителя и
скажи устно: «Господи, помоги!» От этого греховные
мысли тотчас исчезнут; или говори: «Господи, помилуй», – и продолжай, пока помыслы греховные исчезнут, или взгляни на небо и скажи устно: «Не принимаю
греховных мыслей». От этого искушение уничтожается.
Искушение подходит к нам внушением, принимается услаждением и совершается соизволением.
Внушение бывает, когда или диавол представляет
какой-нибудь помысл, или сей помысл рождается от
соприкосновения нашего с внешними предметами.
Когда отвергается сей помысл, ход искушений прекращается. Но коль скоро помысл сопровождается
произвольным услаждением и ум останавливается
на нем, то искушение принято, душа начала ему поддаваться. Когда же за тем последует и соизволение
или похоть, то искушение созревает. Остается только, по словам святого апостола Иакова, похоти сей
родить грех, который, содеян будучи, родит и смерть
(Иак. 1: 15).
Начальным христианам более должно охранять себя, ибо диавол искусно завлекает новоначальных различным образом: например, в беседе, сперва заняв
ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ 68 ОБ ИСКУШЕНИЯХ 69
их разговором о чем-нибудь полезном, непременно
направляет их мысль и разговоры к неполезному: к
праздности, смеху, осуждению, раздражению и другому подобному, так что исполняются на них слова: наченше духом, ныне плотию скончаваете... Худые беседы заражают злом (пороком каким-нибудь) людей и с
добрым характером.
Враг или тьмодержец получает доступ свободный к
нам или по допущению Божию, как это было с праведным Иовом и другими Святыми, или по неостанавливанию Божию, как это было с Давидом, учинившим
тяжкий грех, или по оставлению Божию, как последовало с Иудой и иудеями, которые впадали в идолопоклонство.
Вражия сила в самом внутреннем человеке, в его уме
и в сердце, тайно действует, рождая мысли, противные божественным, но люди не знают, что это делается вражиим наваждением, и думают, что это происходит естественным образом; потому что не сознают
действующего в них греха; благочестивые же люди, души которых просвещены от Христа, знают, откуда
и отчего все сие происходит, и тотчас покаянием то