«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

попустил врагу действовать – попустил мне забыть

Его заповеди и предаться рассеянности, сластолюбию, роскоши и прочим греховным делам».

Враг грозит нам, пугает нас, страшит всякими опасностями, но все это – от бессилия над силой Божию, нас хранящей и не дающей нас в его полное беспощадное распоряжение, от которого мы погибли бы в одно

мгновение (из дневника инока).

Нам нужно испытание или искушение во спасение

наше: могу ли я сам себя заверить, что я не люблю

тщеславиться? Здесь надобно выдержать поношение, и презрение от людей: и ежели не оскорбится сердце, то право мудрствует о Господе и не ищет славы своея.

А если смутится от поношений, то из сего познается

его малодушие и страсть к человеческой славе, а вместе и неверие тем же обличается.

Труд над нашей душой – это прежде всего напряженное внимание к ней, постоянный самоанализ своего

состояния, своих поступков, слов, мыслей, взглядов, выявление искушений и оценка всего происходящего в душе. Отец Иоанн Кронштадтский говорит про

себя: «При непрестанных внутренних искушениях, я

должен был постоянно обращать душевное мое око

внутрь себя, чтобы усматривать нападения внутренних врагов, и таким образом я приучил себя почти к

непрерывному духовному созерцанию и тайной молитве».

Люби особенно искушающих (оскорбляющих, обижающих, осуждающих) тебя. Если вникнешь, то найдешь, что они-то и приводят нас к преуспеянию (преподобный Варсонофий Великий).

Когда будем очень унывать от искушений, роптать на

оные, то опасность та предстоит, чтобы не сделаться

богоборцами (преподобный Варсонофий Великий).

Когда посещает нас искушение, прежде чем оно возьмет силу, надо спешить открыть его старцам (духовникам), могущим назидать (преподобный Пахомий

Великий).

Никому не рассказывай, о чем ты говорил со старцем, и своих искушений не поверяй никому, кроме

старца (духовного отца): от рассказов облегчения не

получишь, а другому можешь принести вред – тебя

выслушают из любопытства, а потом соблазнятся, да

и тебя же осудят.

К искушению от родственников. Святой праведный Иов целиком подходит под объяснение слов

евангельских: «Враги человеку (бывают) домашние