«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Среди многоразличных искушений, попускаемых

добродетельным, есть и такие, когда отступается от

них человечество, поражает их в том, что... приобретено ими.

Целомудрие есть воздержание и победа над искушающими нас удовольствиями (святитель Иоанн

Златоуст).

ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ 78 ОБ ИСКУШЕНИЯХ 79

А попущением Божиим мы можем назвать то зло, которое мы делаем. Так мы можем говорить: «Господь

попустил врагу действовать – попустил мне забыть

Его заповеди и предаться рассеянности, сластолюбию, роскоши и прочим греховным делам».

Враг грозит нам, пугает нас, страшит всякими опасностями, но все это – от бессилия над силой Божию, нас хранящей и не дающей нас в его полное беспощадное распоряжение, от которого мы погибли бы в одно

мгновение (из дневника инока).

Нам нужно испытание или искушение во спасение

наше: могу ли я сам себя заверить, что я не люблю

тщеславиться? Здесь надобно выдержать поношение, и презрение от людей: и ежели не оскорбится сердце, то право мудрствует о Господе и не ищет славы своея.

А если смутится от поношений, то из сего познается

его малодушие и страсть к человеческой славе, а вместе и неверие тем же обличается.

Труд над нашей душой – это прежде всего напряженное внимание к ней, постоянный самоанализ своего

состояния, своих поступков, слов, мыслей, взглядов, выявление искушений и оценка всего происходящего в душе. Отец Иоанн Кронштадтский говорит про

себя: «При непрестанных внутренних искушениях, я

должен был постоянно обращать душевное мое око

внутрь себя, чтобы усматривать нападения внутренних врагов, и таким образом я приучил себя почти к

непрерывному духовному созерцанию и тайной молитве».

Люби особенно искушающих (оскорбляющих, обижающих, осуждающих) тебя. Если вникнешь, то найдешь, что они-то и приводят нас к преуспеянию (преподобный Варсонофий Великий).

Когда будем очень унывать от искушений, роптать на

оные, то опасность та предстоит, чтобы не сделаться

богоборцами (преподобный Варсонофий Великий).

Когда посещает нас искушение, прежде чем оно возьмет силу, надо спешить открыть его старцам (духовникам), могущим назидать (преподобный Пахомий

Великий).