«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ 80 ОБ ИСКУШЕНИЯХ 81
Неоткровенность есть дело сатанинское. Иначе, как
будет пользовать, утешать нас духовный отец, когда
не знает, что в нас.
Борись с искушениями, обращенными против правила: молитвословия, вкушения пищи и тому подобное.
На первый раз враг особенно борет через них. И коль
скоро мало в чем успеет, надеется, что будет успевать
в другом. Святые отцы живот свой за них полагали.
Устояние в них есть отражение врага, победа. И это
уже опытом изведано, что ни в одном правиле нельзя
утвердиться без борьбы, коль скоро оно действительно полезно. Правило без борения – неполезно, льстиво, ложно (святитель Феофан Затворник).
Плотские искушения совершаются так: враг, избрав
удобное время, приносит искушаемому помысл блудный, искушаемый хотя и ощущает плотскую сладость
в исполнении представляемого ему, но если искренно
любит Бога и зная, что этим Его огорчит, то, призвав
на помощь Его святое имя, он гневно восстает против
сего помысла и совершенно отражает оный. Враг, сделав еще несколько попыток и видя тщету оных, наконец, оставляет человека. Если же искушаемый хотя и
восстает против блудного помысла, но не с довольною
решимостию и не изгоняет мужественно из сердца
сладостное влечение к нему, то этим доказывается, что в нем мало любви к Богу и страха Божия, а превозмогает любовь к плотоугодию, тем более если он
в это время не призывает на помощь имя Божие. Враг
зорко следит за всем и начинает разжигать искушаемого, и он, несчастный, падает. Хотя потом окаявает
себя, но это бесполезно. Новое падение, и так далее.
Бог, хотя видит, что человек возлюбил сладость греха
более Его, Искупителя своего, но, не желая погибели
человека, угрожает ему страхом вечного наказания и
иными вразумлениями. Если и за тем человек, пленяемый сладостью греха, не расстается с ним, то Господь, видя бесполезность благодатных внушений, попускает врагу действовать, и тогда несчастный человек
делается пленником его, рабом, исполняет беспрекословно волю его, хотя и видит, что это ведет в ад.