«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

нужно ожидать воли Божией; равно и относительно

келии нужно положиться на волю Божию: благоволит

нам Господь иметь свой келию, – добро и благо, не

благоволит – нужно потерпеть и покориться всесвятой Его воле. Всеблагой Промысл Божий всегда устрояет о нас то, что для нас полезное. Мы же, по неведению, часто стремимся к противному (преподобный

Амвросий Оптинский).

Однажды меня обокрали: стащили колеса с нашей

повозки. Объяснил я старцу Леониду свое горе и сказал, что знаю вора и могу отыскать колеса. «Оставь, Семенушка, не гонись за своими колесами, – отвечал

батюшка. – Это Бог тебя наказал: ты и понеси Божие

наказание, и тогда малой скорбью избавишься от

больших. А если не захочешь потерпеть этого малого

искушения, то будешь наказан...»

Смиренный старец может напечатать свою статью, свое письмо, свою заметку в духовном журнале без всякой подписи – и тем оградит себя от искушения тщеславия. Он может и написать-то ее «за святое послушание», еще меньше будет место искушению тщеславия.

Чтобы исправить добродетели, надо победить искушения, потому что, кто не терпит искушений, тот не

может преуспеть в добродетели. Нужно ли мне было поститься или помолиться, всегда враг воздвигал

против того искушения, чтобы разорить начинаемое

(старец Гедеон Афонский).

Спасающиеся и подвизающиеся для будущей жизни испытываются разными искушениями, для искуса

(опыта); все надобно терпеть и не давать место врагу, и терпением все пройдет (старец Гедеон Афонский).

Монах, который еще не искушен во многих послушаниях, не может быть искусен и в духовном делании.

Послушаниями приобретаются добродетели: терпение, кротость, самоукорение, познание своих немощей и проч. (преподобный Иосиф Оптинский).

Кто не читает молитву Иисусову, у того не бывает искушений (преподобный Анатолий Оптинский).

Не верь внушениям врагов своих (бесов), что ты лучше других.

Душа, которая любит осуждать людей, или непослушлива, или невоздержанна, или оставила покаяние – не

может избавиться от бесовских козней и освободиться

от плохих помыслов (преподобный Силуан Афонский).

Искушение через помыслы. Не должно допускать

лукавых помыслов, вселяющих в нас печаль или ненависть к месту, в котором мы живем, или к сожителям;

не должно слушать помыслов, советующих перейти на