«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

некоторым образом наперекор божественному оному определению, которое гласит: «В поте лица твоего

снеси хлеб твой»; все силы напрягаем, чтобы найти

упокоение, и не находим, потому что нет возможности

ускользнуть нам от трудов и потов в этой подъяремности нужде, что бы мы ни делали. Поэтому счастлив

тот, кто с благодарностью претерпевает временные

наказания, что праведно осужден на них за прародительский грех (преподобный Симеон Новый Богослов).

Если кто раздаст все имение свое бедным, а потом

не станет бороться благодушно со всякого рода искушениями и скорбями, которые за тем последуют, и не

будет всего переносить не только безропотно, но и с

благодарением, тот, не уразумев спасительности сделанного им шага, малодушием своим сам губит плод

дела своего. Ведать нам надлежит, что, как железо, крепко заржавевшее, не может быть очищено и приведено в надлежащий свой вид, если не вложишь его

в огонь и не обколотишь хорошенько молотами, так

и душа, запятнавшая себя скверной греховной, не может иным образом очиститься и восприять прежнее

свое благообразие, если не подвержена будет многим

искушениям и не внидет в пещь скорбей... Что раздать

имение свое бедным есть доброе дело и спасительное, это не требует доказательства; но одно это доброе дело не может сделать человека совершенным по Богу, без претерпения искушений... Царствие Небесное, –

говорит Христос, – нудится и нуждницы восхищают е

(Мф. 11: 12), и ни одному верному нельзя войти в него другим способом, как тесными вратами искушений

и скорбей (преподобный Симеон Новый Богослов).

Когда душа находится под тяжестью скорбей и утесняема бывает искушениями, то подвигается на слезы, а слезы очищают душу и делают ее жилищем

Всесвятаго Духа... Надо всего себя принести в жертву Богу и душой, и телом: тело свое надо упражнять

телесным деланием в подвигах добродетели, приобучая себя ко всяким прискорбностям ради Бога, чтобы

благодушно претерпевать горькость поста, тяготу бдения, суровость воздержания и всякое другое телесное

злострадание; а душу обучать страху Божию благоговеинством в духе, заставляя ее мудрствовать, что подобает мудрствовать, и всегда помышлять о том, что

относится к вечной жизни, быть тихой, смиренной и

умиленной, да плачет и слезы проливает день и ночь, испрашивая себе молитвой свет и благодать Святаго

Духа, обыкновенно приходящую в душу через посредство теплого покаяния, после того как очистится она

многими слезами, без которых невозможно ни одеянию души убелиться, ни взойти ей на высоту созерцания. Ибо, как обыкновенную одежду, когда она запятнается и испачкается, нельзя убелить ногами, так